Белая ложь. Глава 10
Оглавление
ГЛАВА 12
ГЛАВА 13
ГЛАВА 14
Последняя из книг большой пятёрки в серии «Конфликт веков» — «Пророки и цари» — была опубликована в 1916 году, на следующий год после смерти Эллен в возрасте почти восьмидесяти восьми лет. Она следовала модели, которая хорошо продавалась в течение семидесяти лет — копирование у других авторов, которые писали по этой же теме до неё.[1] Однако эта книга не стала одной из её самых популярных, возможно, потому, что она ограничена временным периодом или темой, о которой было опубликовано не так много материала для копирования. В ней содержится больше библейских текстов, чем в любой другой её книге, а когда истории закончились, в книгу было добавлено много дополнительных материалов.
Можно было бы подумать, что смерть Эллен положит конец копировальной работе. Но этого не произошло. Уилли Уайт имел свои планы на это, и они были изложены в его запросе Исполнительному комитету Генеральной конференции АСД в письме от октября 1921 года.
«В течение многих лет [она] заявляла снова и снова, что желает, чтобы мы собрали воедино из её сочинений то, что покажет нашему народу, что принципы реформы здоровья — это дар от Бога адвентистам седьмого дня…
Несколько раз, когда мать говорила со мной и братьями Крислером и Робинсоном о работе, которую нам предстояло проделать после её смерти, она упоминала эту книгу о движении за реформу здоровья как один из важнейших вопросов, на который следует обратить внимание…
Ещё одна работа, которую сестра Уайт хотела опубликовать, — материал для которой был собран под её руководством и относительно которой она поручила нам продолжить работу, как только мы сможем после её смерти, — представляет собой избранную подборку её проповедей, произнесённых за два года её работы в Европе. Она хотела, чтобы их напечатали в связке с кратким описанием её деятельности в Европе… Это было бы ценным дополнением к нашей конфессиональной литературе на французском, немецком, шведском и датском языках.
Если бы этот сборник мог быть составлен, пока мать могла проконтролировать его, он мог бы иметь такой же авторитет, как и другие её сочинения, но так как мы не смогли сделать это вовремя, чтобы мать могла его контролировать, придётся опубликовать его на другой основе».[2] [Подчёркивание добавлено]
Какая жалость! Поскольку Эллен действительно ушла и не могла «контролировать» то, что собиралось в течение семидесяти лет, потребовалось бы немало усилий, чтобы убедить верующих в том, что то, что должно было быть спущено после её кончины, всё ещё исходило от Эллен и всё ещё во имя Бога.
Но сегодня едва ли найдется хоть один верующий, кто сможет отличить материал, написанный и опубликованный до смерти Эллен, от того, что появилось после. Никто, кажется, не считает необходимым проводить такое различие. Если Эллен когда-либо обращалась к идее или даже говорила другим обратиться к ней, включая Уилли, то выполнение этого конкретного дела должно быть волей Бога, и материал должен быть от Бога — и больше этого, по их словам, ничего быть не может. Эллен верила и учила, что её материал будет жить и говорить, пока длится время. За одну жизнь со своими последователями она достигла такого уровня, которого никто из авторов Канона в своё время не достигал. Более того, она достигла уровня равенства с Библией. Это было частью её заявленного убеждения, что именно так и должно произойти:
«В эти последние дни нашему народу был дан обильный свет. Независимо от того, будет ли сохранена моя жизнь или нет, мои сочинения продолжат постоянно говорить, и их работа будет продолжаться, пока будет длиться время. Мои писания хранятся в архиве в Офисе, и даже если моя жизнь прекратится, эти слова, которые были даны мне Господом, всё еще живы и будут говорить людям».[3]
Для адвентистов занавес никогда не опустится над этой женщиной девятнадцатого века и её трудами. Их изменчивое толкование «последнего поколения» из Евангелия от Матфея 24; их изменение дат Второго пришествия; их закрытие, открытие и закрытие дверей милосердия; их изменение положения святилища — никогда не будет конца изменениям, братья будут утверждать, что всё так же, как и всегда. Суперпродавцы установили образец, и их общины должны были покупать, покупать и покупать материал Эллен на все времена. Новый свет будет зажигаться через новые промежутки времени, когда того потребуют обстоятельства. Инструкции будут передаваться всякий раз, когда туземцы начнут беспокоиться. При устаревании старых, всякий раз будут ставиться новые цели. Взамен прежних лозунгов будут изобретены новые. Всё будет сделано во имя Бога посредством пера Эллен — даже спустя долгое время после того, как появились доказательства того, что Эллен, с большой умелой помощью, украла большую часть своего материала у других и была действительно, как сказал один писатель, литературным клептоманом:
«Пока сестра Уайт путешествовала, излагая свои идеи гигиены, люди часто говорили ей: «Вы говорите в точности как доктор Джексон», так что ей пришлось приложить немало усилий, чтобы объяснить, что она никогда не слышала о журнале здоровья доктора Джексона «Законы жизни», пришедшего на смену «Почтовому ящику», вплоть до откровения в июне 1863 года, она не читала ни одного другого произведения доктора Джексона. Возможно, это и была правда, но не вся.
Миссис Уайт, несомненно, знала, как доктор Джексон поставил старейшину Хаймса на ноги. А в январе 1863 года, когда двое детей четы Уайт заразились дифтерией, старейшина Уайт, к счастью, наткнулся на письмо доктора Джексона, напечатанное в «Yates County Chronicle» в Пенн-Яне, штат Нью-Йорк, в котором излагались его методы лечения дифтерии, адаптированные для домашнего использования. Впечатленные, Уайты применили их, и дети выздоровели.
Если миссис Уайт, похоже, не желает признавать свой долг, мы можем только предположить, что так же поступали отец Грэхем и доктор Элкотт. И миссис Уайт была последовательна. Она перенесла ту же политику в свои литературные труды, что позже вызвало много злобы и использование резких выражений её критиками, такими как «литературная клептомания».[4]
Как же всё это случилось? Нечто подобное происходило с умами и психикой «истинно верующих» всех времён… По-прежнему верующие бродят по улицам, звоня в дверные звонки, чтобы инфицировать других. Они обращаются к незнакомцам на углах с украденными товарами. О, они могут знать или даже не знать, что то, что они несут, чтобы продавать от имени своего святого, пришло не от Бога — но это больше не имеет никакого значения. Разница заключается в том, что они верят, что это исходит от Бога и что это даёт им святое призвание и выделяет их как праведников.
Эту формулу знают священнослужители любого ранга. Поколениями они передавали факел от своих предшественников, которые верили и совершенствовали идею, что их вера, их клан, их интерпретация были единственно верными среди равных. Надёжно укрепив эту мысль в умах истинно верующих, духовенство теперь может обратиться к методу презентации своего Плана Клана, своей истинной веры, в наиболее привлекательной упаковке.
В значительной степени успех всех священнослужителей заключается в том, чтобы убедить прихожан в обладании ими трёх вещей: — забота, обучение и связь со Всевышним.
Возможно это и правда в отношении тех немногих действительно заботящихся о том, кто, на пример, отдаёт свое тело на сожжение[5] на каком-нибудь тёмном, языческом берегу, или о тех, кто отдаёт всё своё добро, чтобы накормить бедных. Но тех, кто проявляет заботу, единицы. А наблюдения показывают, что многих священнослужителей это не особо волнует.
Лишь немногие из них, подобно семейному доктору в прошлом, по-прежнему ходят по домам, лишь немногие по-прежнему молятся вместе со своими прихожанами о решении их проблем, и совсем мало тех, кто понимает нужды людей, не говоря уже о том, что знает, как удовлетворить эти нужды… В сегодняшнем мире гламурного религиозного телевидения, звёзд радио-евангелизма и «допустимой лжи» в рекламе у этих суперпродавцов есть товар для продажи, — и религия хорошо им в этом способствует. То, что их волнует, — это те же самые обычные, повседневные потребности, которые есть или могут быть у других смертных в любой профессии, и удовлетворение этих потребностей занимает большую часть их времени и талантов. В случае с лидерами адвентистов этот тезис подтверждается повторяющимися списками тех, кто вовлечён в схемы с конфликтом интересов.[6]
Правда, что служитель может получить некую специальную подготовку. Но в чём она будет заключаться? Часто это образование в области магии, мифологии, невидимого и нереального. Если бы они были вынуждены стоять в очереди у окошка службы занятости и предлагать свои знания в качестве залога своей ценности для общества, кто бы их нанял? На какую работу они были бы пригодны? Чем они могли бы быть полезны себе или обществу, кроме своей магии? Прежде, чем эти духовные суперпродавцы заканчивают своё «непрерывное» образование, им уже далеко за тридцать. Они смотрят в будущее с 1) горой долгов; 2) женой, которая необходима, чтобы быть пастором; и 3) двумя или тремя детьми, — хотя они и не обязательны, но не редко их заводят по ошибке. Затем они обнаруживают, что привязаны к этому на всю жизнь, — часто к должности, которая, как они сами знают, им не подходит, — и что они окажутся в опасности, если у них возникнут собственные мысли. Чем жестче План Клана, по которому они работают, тем меньше у них шансов на выживание, если они попытаются продать какую-либо идею, которую система или клан не принимают.
Поэтому, они становятся счастливыми воинами религии. Они продают идею о том, что у них есть связи, которые позволят им и их друзьям первыми оказаться у врат рая. Если кто-то и может провести вас в загробную жизнь по оптовой цене, то это они. Тецель был не первым и не последним, кто продавал индульгенции, и у католиков не было и нет монополии на небесные уступки. Все суперпродавцы продают преимущества своих конкретных торговых марок. В культах и сектах это бренд их святого и то, что требуется от этого святого для спасения.
Таким образом, духовенство является мыслеформами Бога, хранителями ключей для Святого Петра, последней великой Белой Надежды людей на загробную жизнь.
Таким образом, духовные руководители — это творцы Божьей мысли, хранители ключей Святого Петра, последняя великая Белая Надежда народа на будущую жизнь.
На самом деле они продают страх. Страх перед настоящим, будущим и загробной жизнью. Ребёнок может быть счастлив от деревянной лошадки на карусели. Счастье может сиять в глазах невинного человека, произносящего брачные клятвы, или ощущаться в тёплых объятиях стареющей пары на закате. Но страх должен быть создан богами и казаться реальным в сознании наблюдателей. Как и его близнец, чувство вины, страх должен формироваться и развиваться из-за незнания неизвестного, постоянного стремления к непознаваемому и недостижимому, постоянной продажи нежелательного.
Чтобы хорошо продавать, у всех суперпродавцов должен быть талисман — предмет, который, как считается, наделяет своего владельца сверхъестественными способностями, — Джон Буньян, Гулливер, Ганс Христиан Андерсен, Джозеф Смит, Мэри Бейкер Эдди, Эллен Г. Уайт.
Талисман помогает нам видеть то, что мы хотим видеть, — святого, страну фантазий, что-то очень важное. В руках суперпродавцов талисман становится марионеткой, которой они манипулируют, чтобы управлять своей аудиторией. Тени становятся материей, а материя — тенями. В руках мастера-манипулятора реальность начинает исчезать, настоящее размывается. Таким образом, участник обменивает реальность сегодняшнего дня на страх и надежду завтрашнего дня — и только суперпродавцы знают, как дёргают за ниточки.
В конце, когда занавес опускается перед последним актом, участники и зрители удовлетворены не более, чем в начале; они всё ещё движимы страхом в место, которое они не могут описать, за наградой, которую они никогда не получали. Если им не сидится на месте, они могут отойти в сторону, но только для того, чтобы стать жертвами очередного шоу марионеток, которым управляет другой суперпродавец.
Иногда «святые», — эти марионетки, используемые суперпродавцами для получения контроля над аудиторией, не так заметны, как Джозеф Смит, Мэри Бейкер Эдди или Эллен Уайт, но они всё равно есть. Аудитория учится смеяться, когда смеётся марионетка, и плакать, когда она плачет. Они учатся видеть то, что видит марионетка, и прятаться от того, чего она не желает видеть. Иногда аудитория и марионетка кажутся единым целым, вечно движущимся в нереальном мире к нереальному концу, где ни марионетка, ни аудитория на самом деле не различают сюжет пьесы, не понимают и не наслаждаются её движениями.
Но за занавесом, манипулируя и марионеткой, и зрителями, стоит какой-то суперпродавец, можете быть уверены. Чистый доход слишком велик, чтобы позволить шоу продолжаться без менеджера. А кто на протяжении веков доказал, что лучше управляет людьми, чем суперпродавец со своей марионеткой-святым?
У адвентизма были свои суперпродавцы и своя марионетка, — Эллен. Первым был Джеймс Уайт, автор белой лжи. Он, как никто другой, знал силу продукта, который он продавал. Он поощрял и помогал Эллен в её первых работах и проводил её через множество неудач. В год своей смерти, 1881, он написал Эллен о богатстве, которое можно найти в её работах:
«У меня будет картина, которую можно будет легко продать по 2 доллара за экземпляр… Нам нужно издать некоторые книги. Мы не сможем закончить их ни в Калифорнии, ни в Бэттл-Крике, если не будем держаться подальше от Офиса и его дел… Наши финансовые дела идут хорошо, и в наших карманах ещё есть деньги. Таким образом, мы можем оставить что-то, что будет говорить, когда нас не станет.»[7] [Подчёркивание добавлено]
Годом ранее он писал:
«Но я всё же должен просить, чтобы мы уделили время выпуску определенных книг. Мы лучше подходим для этого, чем некоторые другие, которые стремятся наводнить рынок своими книгами…
Я предпочитаю ничего не получать от санатория и колледжа, и чтобы иметь средства для участия в других предприятиях, нам нужны большие доходы от наших книг. Благодаря растущему спросу на наши труды и новой картине «Образ жизни»* мы будем получать доход в несколько тысяч долларов в год, не говоря уже о том огромном благе, которое принесут наши произведения.»[8]
* Картина «Образ жизни» использовалась пионерами адвентизма для проповеди своих учений.
Как же близки друг другу Золото и Бог в мире белой лжи.
Джеймс систематизировал и расширил её труды на благо чете Уайт. Когда он ушёл со сцены, его место занял сын Уилли. В последующие годы критики стали говорить, что Уилли часто был Эллен.[9] Затем, когда срок Вилли истёк, легенду об Уайт продолжил Артур. В его руках были нити, которые управляли его бабушкой-марионеткой. Его влияние сыграло свою роль в принятии решения о том, какая «правда» будет раскрыта, когда и кому.
Его выборочные «откровения» «нового материала» по «новым» темам на протяжении многих лет постоянно держали аудиторию в поиске особого света.
Никто не может успешно оспорить тот факт, что клан Уайт, от Джеймса до Артура, сочинили музыку, сыграли мелодию и дёргали за ниточки в кукольном шоу Эллен Г. Уайт. Возможно, Эллен не особо пыталась сдерживать свою легенду, но многие свидетельства указывают на то, что она была сметена потоком собственных суперпродавцов.
Были и менее известные режиссёры. Тот, кому требовался авторитет в определённой области, находил его в лице Эллен и её трудах. Если Д. Н. Эндрюсу или У. Смиту требовалась поддержка и признание их теорий и идей, они находили готовый рынок сбыта, когда их товары продавались через Эллен.[10] Когда Фанни Болтон, её племянница Мэри Клаф и «букмекерша» Мэриан Дэвис, а также другие продавали свои товары через Эллен, никто не жаловался на «прекрасные» отрывки из таких работ, как «Путь ко Христу», «Мысли с горы благословений» и «Желание веков», пока они не получили должного признания.
Со временем всё вышло из-под контроля, и слова всех и каждого стали Божьими, — даже не Эллен, — и с тех пор были неприкосновенны и как будто высечены в камне или, по крайней мере, в бетоне. Однако самые проницательные из отцов-основателей знали, что Эллен не получила все свои знания напрямую от Бога. Они сами держали некоторые ниточки. Поэтому, ни они, ни Эллен не боялись никаких отклонений от этой горы наставлений, ведь они хорошо понимали, откуда пришла большая их часть, и знали, что Бог не является их автором. Сам Джеймс Уайт очень рано ясно дал это понять в Review так давно, что сегодняшние читатели уже и позабыли об этом:
«Таким образом, каждый христианин обязан принимать Библию как совершенное правило веры и долга… Он не вправе отворачиваться от них, чтобы узнать свой долг с помощью каких-либо даров. Мы говорим, что в тот самый момент, когда он это делает, он помещает дары в неправильное место и занимает крайне опасную позицию. Слово должно быть впереди, и взгляд церкви должен быть устремлён на него как на правило, по которому нужно идти, и источник мудрости, из которого нужно черпать знания ‘во всех добрых делах’.»[11]
Несколько лет спустя он написал ещё более решительное заявление:
«Есть категория людей, которые решительно настроены на то, чтобы Review и его руководители сделали взгляд миссис Уайт проверкой доктрины и христианского общения. Какое отношение Review имеет к взглядам миссис Уайт? Все высказывания, опубликованные в колонках журнала, взяты из Священного Писания. Ни один автор Review никогда не ссылался на них (взгляды миссис Уайт) как на авторитетные источники по какому-либо вопросу.»[12]
Тема белой лжи, возможно, начиналась как соло, но вскоре она превратилась в дуэт, затем в квартет, а в итоге в хор. Сегодня всё ещё можно услышать этот великий хор. Он достиг апогея на собрании в Глейшер-Вью в 1980 году, созванном с целью заставить замолчать Десмонда Форда, который верил в милосердие, а не в многовековое расследование. Adventist Review до сих пор обрушивает какофонию страхов и суждений на всех, кому не нравится, как дёргают за ниточки в этом марионеточном шоу. Резкий гул печатных станков — штампующих все эти мелочи для верующих, на каждой из которых напечатана цитата или пересказ из «святой Эллен», — это часть ритма. И пока администраторы пытаются подстегнуть войска к ещё одному безумному рывку на какую-нибудь финансовую гору начинаний, грохот барабанов продолжается.
Но над всем этим шумом и яростью возвышаются песнопения и болтовня сотен и тысяч «истинно верующих». Сейчас мало кто из них точно знает или интересуется о том, кто же был композитором или как появилась оратория. Сейчас просто важно и легче верить и продвигать идею о том, что всё шоу было спланировано и управлялось Богом, в мельчайших деталях, через книги Эллен.
Адвентистам ещё предстоит узнать, как и многим «истинно верующим» и неверующим, полноту славной вести о том, что спасение уже было распространено на всех через веру в Господа Иисуса Христа на Кресте и вступает в силу после принятия. Оно не выпрашивается и не обсуждается где-то в судах наверху, пока Христос удерживался за дверью в течение 1800 лет, а мир был закрыт от действия или благ Божьей любви какой-то закрытой дверью, будь то в 1844 или в 1984 году.
Системе суперпродавцов не пошло бы на пользу, если бы «истинно верующий» обнаружил истинное Желание всех веков, Патриарха всех пророков, Делателя всех Апостолов и Царя всех пророков — Иисуса Христа, Сына Божьего. Это положило бы конец бесконечной всепоглощающей великой борьбе в их жизни на все времена.
[1] Приложение, Глава 9. Сравнительные материалы о книге «Пророки и цари».
[2] General Conference of SDA, Executive Committee to W. C. White, 3 October 1921, p. 5.
[3] Там же, стр. 3.
[4] Gerald Carson, Cornflake Crusade (New York: Arno Press, 1976), p. 73.
[5] 1 Кор.13:3
[6] Adventist Layman Council, SDA Press Release (ca. January 1981).
[7] James White to Ellen G. White, 18 February 1881.
[8] James White to Ellen G. White, 17 April 1880.
[9] [John Harvey Kellogg], “An Authentic Interview … on October 7th, 1906.
[10] См. Приложение, Глава 9. Сравнительные материалы на книгу «Пророки и цари».
[11] James White, Review (21 April 1851).
[12] James White, Review (16 October 1855).
Оглавление
ГЛАВА 12
ГЛАВА 13
ГЛАВА 14
ПРИ КОПИРОВАНИИ ТЕКСТОВ С САЙТА АКТИВНАЯ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.
Оставить комментарий очень просто. Напишите Ваше имя и эл. почту (для получения уведомлений о возможных Вам ответах) и делитесь Вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.
***
Поддержать служение
«Солёного радио», — сайт, YouTube канал, архив Яндекс Диска, — можно перечислив любую сумму на карту Сбер 2202 2083 4738 5099 (Дмитрий Александрович Б.). В сообщении можно написать просто «СР».
***
Мы в соцсетях
Солёное радио — Telegram, RUTUBE, ВКонтакте, YouTube, Яндекс Дзен
Международный Телеграмм чат «Возвращение домой — общение православных и протестантов