Белая ложь. Глава 1
Оглавление
ГЛАВА 11
ГЛАВА 12
ГЛАВА 13
ГЛАВА 14
На рубеже веков, 1800-х, миру предстояло многое исправить. Америка соперничала с Британией и была на пороге образования в нацию. Европейский континент, пошатываясь, вставал на ноги после очередной изматывающей и истощающей борьбы с самим собой, мало чем отличающейся от той, что продолжалась веками. Народы Востока (в частности Россия, как огромный символ) по-прежнему вызывали беспокойство на Западе, как это было с тех пор, как территории русских религий сражались в битве при Туре в 732 году, и монгольские полчища пришли с севера, чтобы попытаться отобрать Святую землю у христиан.
Хотя годы с 1800-х по 1900-й год были временем стабилизации, они также были годами перемен и неопределённости, дихотомии, которая не является чем-то необычным в истории. Политические, религиозные и социальные ценности пересматриваются, и на многих уровнях отбрасыаются. В американской политике возникнет двухпартийная система, и территории, которые должны были стать штатами, начнут копировать ту или иную форму национализма. Личности оставят свой след в национальном и местном законодательстве и политической системе. Гражданская война ослабит, но всё же объединит нацию. Европейские нации продолжат борьбу за идентичность и за власть.
Экспансия американского Запада принесла большие изменения в ценностях. Земля и индивидуализм стали важными идеями в жизни людей. Впервые недвижимость стала доступна многим. Вещи стали желанными, многие вещи. Жизнь и прогресс, которые для многих (в течение почти тысячелетия) едва ли казались желательными, а для большинства (в других частях мира) едва достижимыми, теперь лежали на золотых берегах новой земли и казались доступными для тех, кто будет усердно работать и стремиться к тому, чтобы их получить. Возможность, — слово, почти не знакомое большей части мира, казалось, теперь была под рукой.
В религии начало века, с 1820-х по 1850-е годы, было одним из последних вздохов старой драмы страха и адского огня во имя Бога и Небес. Эта тема, которая разыгрывалась на сценах Европы как католиками, так и протестантами, перепрыгнула через океан и стала исключительным американским явлением в миллеровском движении. Новая лишь в некоторых деталях, она повторяла для напуганных и охваченных чувством вины старую религиозную песню о том, что «все хотят попасть в рай, но никто не хочет умирать». Но умереть вы должны, говорили Уильям Миллер и его последователи, и они даже назначили время для этого события. После долгих хлопот с «небесными калькуляциями» они установили дату события — 22 октября 1844 года (конечно, если не будет серьёзных осложнений).
Миллеровское движение было великой дамой, когда настроения каждой группы игроков дико качались то в одну, то в другую сторону, когда каждый утверждал, что Бог на его стороне. Чтобы увидеть такое шоу в любом другом месте в любое другое время, пришлось бы заплатить хорошие деньги. Но в Америке это было бесплатно. В нём фигурировали персонажи, личности, завоевания, проповеди, обличительные речи, ругательства, взаимные обвинения, атаки и контратаки — поистине настоящая священная война, и всё во имя Бога. Читая о тех днях, задаёшься вопросом, не была ли реальная проблема той же самой, что присутствует в религии всегда: кто будет контролировать концессии здесь и в грядущем?
Одной группе не потребовалось много времени, чтобы скупить франшизу. То, из-за чего католики и протестанты веками спорили в Европе, группа остатка миллеровского движения решила продать в Америке. Первоначально они и не думали о всемирном движении. Но если продукт будет продаваться, мир станет их устрицей, а рай станет их гетто. Они должны были стать адвентистами. Седьмой день будет их знаменем, а Второе пришествие будет их песней — обе идеи являются побочными продуктами миллеровского движения.
Ничего нового ни в вывеске, ни в песне не было. Древние евреи придерживались седьмого дня на протяжении всего Ветхого Завета. Христиане Нового Завета уделяли некоторое внимание Второму пришествию со времён Христа и лишь на словах поклонялись Ему. Но имена, даты и места будут изменены, чтобы защитить виновных. В умах Эллен Г. Уайт (духовного лидера адвентистского движения) и её сторонников возникла практика толкования Священного Писания (прошлого, настоящего и будущего) с точки зрения адвентистских концепций и верований — не новая идея, а та, которая соответствовала бы временам девятнадцатого века. Древние евреи продвигали идею о том, что они были хранителями изречений Бога (и есть те, кто до сих пор так считают). Католики во времена Нового Завета и позже работали над совершенствованием этой иудейской идеи сделать католицизм хранителем всей истины, даже если им пришлось приковать её часть к стене. Теперь, в середине девятнадцатого века, настала очередь адвентистов.
Для того чтобы любая группа или организация могли реализовать идею о том, что им были даны концессии в будущей жизни, что они действительно те, кого Бог избрал для продажи индульгенций для этой жизни и грядущей утопии, они должны всегда браться за работу по перестановке или перераспределению исторических фактов и переписыванию Канона (Библии «истинно верующего») так, чтобы и те, и другие были в гармонии со своими предвзятыми идеями, неправильными представлениями и предрассудками — в то же время утверждая, что Священная Книга является последним авторитетным словом. Это настоящая задача для любого человека в любом возрасте. Неудивительно, что эта идея так и не прижилась в религиозном мире надолго, хотя те, кто пытался её привить, заслуживают «пятерку» за усилия.
Не думая о неудачах, адвентисты поручили эту удивительную задачу человеку, которого они любили называть «слабейшим из слабых», Эллен Гулд Хармон. Эллен родилась близнецом в Горэме, штат Мэн, 26 ноября 1827 года в семье Роберта и Юнис Хармон, практикующих членов методистской епископальной церкви, и вышла замуж за Джеймса Уайта 30 августа 1846 года, за три месяца до своего девятнадцатого дня рождения.
Не было никаких признаков того, что она станет девушкой из её города, которая в чём-то преуспеет. Богатство и слава не были у истоков её деятельности. Её шансы схватить удачу казались ничтожными, пока несчастье не улыбнулось ей. Когда ей было девять лет, произошёл несчастный случай, который, по её словам, «должен был повлиять на всю мою жизнь»*. Подобно апостолу Павлу с его болезнью зрения, Эллен всю оставшуюся жизнь, как нам часто напоминают, страдала от своего физического состояния. У нее были обмороки и приступы головокружения, она падала ниц из-за слабой нервной системы, временами она впадала в отчаяние или уныние.
* Эллен Г. Уайт, «Очерки жизни Эллен Г. Уайт» (Маунтин-Вью: Издательская ассоциация Pacific Press, 1915), с. 17.
После удара камнем по голове, брошенным одноклассницей, она оставила учёбу и, как любят говорить адвентисты, так и не получила образования выше третьего класса.** Следует отметить, что формального образования выше этого класса она не получила. Все мы учимся или получаем образование до тех пор, пока хотим учиться и развиваться, и мало доказательств того, что Эллен не знала.
** Эллен Г. Уайт, «Христианский опыт и учения» (Christian Experience and Teachings), (Маунтин-Вью: PPPA, 1922), стр.
Здесь была готовая возможность. Религиозная история сохранила достаточно свидетельств того, что «истинно верующий» с гораздо большей вероятностью примет изречения простодушных, если этим изречениям можно каким-то образом придать «небесную» окраску. Особенно в западном христианстве религиозные верования обычно сосредоточены на нескольких основных темах: все люди сотворены (не обязательно равными, это довольно новая политическая идея), все мужчины грешны (и женщины тоже, ещё одна довольно новая политическая идея), что бы это ни значило. В зависимости от системного определения греха, жизнь — это путешествие на лодке по заминированному морю, где мины – это искушения, обычно в виде женщин (или мужчин, в зависимости от обстоятельств), а также вина и песен. И когда занавес падает, человек должен умереть.
Ну вот и всё, за исключением азарта и самого действа, когда разные люди (будь то группы или отдельные лица, организации или бродячие банды) начинают составлять план игры и беспокоиться о деталях. Например, кто был занят Творением, сколько времени это заняло, кто делал записи и насколько правдивы записи об этом событии? Кто пометил всех нас грехом? Был ли это Бог или тот змей в траве, который явился, когда Адам был где-то южнее? Или мы получаем их от наших предков из прошлых эпох? Или, кто наш отец – Дьявол, как Санта-Клаус?
Вопрос о грехе всегда очаровывал как теологов, так и не теологов. В этом прочтении, теологи — это те, кто практикует определение или игру Бога. Естественно, тот, кто составляет список для других, имеет преимущество в игре. На протяжении всей истории большинство мистиков, богословов или теологов пытались составить список грехов. Один из самых безопасных способов сделать это — исключить из списка то, что вам лично нравится. Это было сделано почти всеми, кто составляет списки.
И, наконец, группа или организация должны ответить на последний вопрос: куда мы попадаем после смерти и когда (до, во время или после)? На этот вопрос ещё никто не дал удовлетворительного ответа. Поскольку вернуться сюда после ухода намного труднее, чем попасть сюда вообще, не так уж много людей вернулись, чтобы предоставить свой отчет о другой стороне.
Один только этот факт даёт большую свободу человеку с богатым умом, воображением и способностью описывать ужас или славу загробной жизни (за определённую плату). Можно с уверенностью сказать, что страх перед путешествием, которое мы ещё не совершили – это мощное оружие в руках тех, кто каким-то образом совершил путешествие и вернулся, чтобы продать нам этот путь.
Эллен должна была справиться с этой задачей. В конечном итоге она должна была оставить верующим (через адвентистские концепции) информацию, наставления, увещевания и советы по всем вышеперечисленным вопросам. Начав с шаткого «слияния человека и зверя» в одной из своих ранних книг*, она исправила ситуацию позже, прочитав «Потерянный рай».** Её неканонические видения диалога, битвы и изгнания Сатаны и его ангелов придали живость и форму великой поэме Джона Мильтона, чего так не хватало даже библейским авторам. Некоторые из её первых друзей заметили сходство и обратили на это её внимание, но она отклонила этот вопрос с той же легкостью, что и большую часть критики. Её внук, которому предстояло унаследовать обязанности хранителя ключей, в течение сорока лет давал почти такое же объяснение — с одним интересным отступлением в своем приложении 1945 года к четвёртому тому её книги «Дух пророчества»:
* Э.Г. Уайт, «Духовные дары», т.3, стр. 64. (EGW, Spiritual Gifts, 4 vols. (Battle Creek: SDA Publishing Association, 1858-60-64), vol. 3, p. 64)
** Некоторые считают, что «Потерянный рай» Джона Мильтона отражает одержимость многих английских и европейских поэтов первой половины семнадцатого века темой происхождения зла, описанной в Книге Бытия. Сам Мильтон систематически изучал Библию, истории и хроники более чем за двадцать пять лет до того, как в 1667 году была опубликована его эпическая поэма.
«Миссис Уайт всегда старалась не поддаваться чужому влиянию. Вскоре после видения о Великой борьбе от 14 марта 1858 года на собраниях в Батл-Крике, проводившихся в течение выходных, она рассказала о ярких моментах того, что было показано ей в этом видении. Старейшина Дж. Н. Эндрюс, находившийся в то время в Батл-Крике, очень заинтересовался. После одной из встреч он сказал ей, что некоторые вещи, о которых она говорила, были очень похожи на книгу, которую он читал. Затем он спросил, читала ли она «Потерянный рай». Она ответила отрицательно. Он сказал ей, что, по его мнению, ей будет интересно это прочитать.
Эллен Уайт забыла об этом разговоре, но через несколько дней старейшина Эндрюс пришёл домой с экземпляром «Потерянного рая» и предложил книгу ей. Она была занята написанием видения Великой борьбы в том виде, в каком оно было ей показано. Она взяла книгу, едва зная, что с ней делать. Она не открывала её, а отнесла на кухню и поставила на высокую полку, решив, что если в этой книге и есть что-то подобное тому, что Бог показал ей в видении, она не будет читать её, пока не напишет то, что открыл ей Господь. Очевидно, что позже она читала по крайней мере отрывки из «Потерянного рая», поскольку в «Воспитании» есть одна фраза».*
* Э.Г. Уайт «Дух пророчества. Великая борьба между Христом и сатаной», 4 тт. (Battle Creek: SDA Publishing Association, 1870-77-78-84), vol. 4,p. 535.
Отклонение, о котором идёт речь, — это последнее предложение цитаты её внука — признание того, что она действительно читала работу Джона Мильтона. Вопрос в том, читала ли она его до или после своего «видения» на ту же тему. Почему она поставила книгу на «высокую полку», для многих осталось загадкой. Возможно, чем выше, тем лучше — из-за искушения. Кто знает? Некий писатель, изучавший проблему миссис Уайт и «Потерянного рая» Мильтона, может дать некоторые ответы:
Необычайное значение имеет корреляция, обнаруженная в ряде случаев, когда оба автора с некоторыми подробностями изображают опыт, которого нет в Библии. Среди таких случаев следующие:
1. Сцена на Небесах до и во время восстания, когда верные ангелы пытаются вернуть недовольных к верности Богу.
2. Предупреждения, данные Еве, чтобы она оставалась рядом с мужем, её последующее забвение.
3. Продуманная обстановка для фактического искушения с аргументами сатаны, проанализированными по пунктам.
4. Подробная картина непосредственных последствий грехопадения Адама и Евы и окружающего их животного и растительного мира.
5. Объяснение основной причины грехопадения Адама вожделением.
6. Хроника будущих событий данного ангелом Адаму.
7. Ощущения Адама и Евы, когда они покидали сад.
Эти сходства в повествовании по пунктам, о которых Писание умалчивает, усиливают вопрос: почему эти два автора, живущие с разницей в двести лет, так согласны в основных фактах? *
* Элизабет Берджесон, «Сравнительное исследование грехопадения в трактовке Джона Мильтона и Елены Г. Уайт» (магистерская работа, Колледж Пасифик Юнион, 1957), с. 73. (Elizabeth Burgeson, “A Comparative Study of the Fall of Man as Treated by John Milton and Ellen G. White” (Master’s thesis, Pacific Union College, 1957), p. 73.)
Другие исследования в той же области задавали и не могли ответить на вопрос, почему оба автора с разницей примерно в двести лет пришли к одним и тем же небиблейским рассказам, хотя более поздний автор утверждал, что ничего не знал о работах предыдущего.
Раз за разом Эллен Уайт начала подчеркивать в своих трудах (которые, как она утверждала, пришли из «видений») каждый пункт протестантского и католического богословского спора. Начав с начала всех начал и дойдя до конца всех концов, она дала новую и зачастую поразительно неверную картину великой борьбы, как она изображена в Библии.
Хотя понимание верующих всех вероисповеданий было несколько туманно в отношении происходящей великой борьбы, она рассказала об этом с такой уверенностью, что некоторые поверили её версии. События, описанные ею должны были так неизгладимо запечатлеться в умах немногих, что будущий образец адвентизма был определён на поколения. В то же время её история закрыла дверь, которая была открыта для адвентизма, чтобы внести заметно иной вклад в мировую концепцию религии. И эта дверь остаётся закрытой по сей день, потому что церковь пришествия не может пройти мимо интерпретации Канона согласно сестре Эллен.
* Ingemar Linden, The Last Trump (Frankfurt am Main: Peter Lang, 1978), pp. 88-97.
В адвентизме официально не разрешено никакое мышление, никакое создание союза, никакое толкование Писания до тех пор, пока оно не будет сначала исследовано, проверено и опробовано, а затем окрашено в ткань Эллен Уайт.
То же самое можно сказать о мормонах с их Джозефом Смитом, «Христианской науке» с их Мэри Бейкер Эдди, Свидетелях Иеговы с их Джоном Ф. Резерфордом, лютеранах с их Мартином Лютером и других со их «святыми» покровителями.
Каждая церковь видит окружающий мир и будущее за его пределами глазами своих «святых». Если вокруг них есть мир, в котором они могут жить, или мир, которого следует избегать, он должен соответствовать тому, как его воспринимает их «святой». Если есть рай, который нужно завоевать, или ад, которого следует избегать, его определение и направление и даже его обитатели должны определяться «святым» их системы и интерпретацией этим «святым» Канона, как показано в писаниях этого «святого», которые, в свою очередь, сохраняются, обновляется путем переосмысления более поздними «святыми» той же или подобной полосы, или системы.
Современным адвентистам трудно, если не невозможно, смотреть на себя и свою «святую» Эллен Уайт в исторической перспективе. Статья 1979 года, посвящённая этой точке зрения, вызвала шок в церкви, когда она появилась в Spectrum, независимом журнале, издаваемом Ассоциацией адвентистских форумов. Писатель Джонатан Батлер, адъюнкт-профессор* истории церкви в Университете Лома Линда, написал блестящую статью, изображающую Э. Уайт как продукт своего времени: «Предсказания миссис Уайт … будущего появлялись как проекции на экране, который только увеличивал, драматизировал и усиливал сцены современного ей мира». **
* Заместитель или помощник профессора при кафедре. Прим. переводчика
** Jonathan M. Butler, “The World of E. G. White and the End of the World,” («Мир Э.Г. Уайт и конец мира» ) Spectrum 10, no. 2 (August 1979): 2-13.
Его выводы заключались в том, что она была продуктом своего времени, как и все мы, что это её мир пришёл к концу с меняющимися историческими событиями, которые не всегда исполнялись, как она видела.
Адвентистам было трудно проглотить это лекарство, поскольку их учили думать об Эллен и её трудах изолированно, как будто она спустилась прямо с небес и оставалась изолированной от всех событий на земле. Было вполне естественно, что они так думали, потому что они годами слышали, что «миссис Уайт всегда старалась избегать влияния других».* Эта тема, которая никогда раньше не применялась ни к одному человеку, стала адвентистским путём в воображаемое.
* Э.Г. Уайт, «Дух пророчества», т.4, стр. 535.
Не очень часто, если вообще когда-либо, кто-либо имеет дело с чистой истиной, малой или большой, в религии. Один имеет дело с истиной, отфильтрованной, расширенной, уменьшенной, ограниченной или определённой «мне было показано» всех Эллен христианского мира — с большой помощью богословов. Что действительно вытекает из всей этой пены, так это то, что карта этой жизни и той, что грядёт, рисуется неким кланом — и таким образом становится Планом клана. Небеса становятся главными воротами в изоляцию, где всё плохое, как мы его себе представляем (что в случае человечества означает других людей), уничтожается, и только мы, хорошие люди, маршируем через них. Таким образом, мы и создаём собственное гетто.
В последующих главах мы попытаемся показать адвентистское гетто и то, как оно росло, не слишком отличаясь от гетто других религий, но с некоторыми интересными и коварными поворотами.
Оглавление
ГЛАВА 11
ГЛАВА 12
ГЛАВА 13
ГЛАВА 14
ПРИ КОПИРОВАНИИ ТЕКСТОВ С САЙТА АКТИВНАЯ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Поделитесь своими мыслями ниже, в комментариях.
Оставить комментарий очень просто. Напишите Ваше имя и эл. почту (для получения уведомлений о возможных Вам ответах) и делитесь Вашими мыслями в комментариях. Регистрация единоразовая.
***
Поддержать служение
«Солёного радио», — сайт, YouTube канал, архив Яндекс Диска, — можно перечислив любую сумму на карту Сбер 2202 2083 4738 5099 (Дмитрий Александрович Б.). В сообщении можно написать просто «СР».
***
Мы в соцсетях
Солёное радио — Telegram, RUTUBE, ВКонтакте, YouTube, Яндекс Дзен
Международный Телеграмм чат «Возвращение домой — общение православных и протестантов