Выбор читателей Исследования Книга пророка Даниила

Царь Северный наносит ответный удар

Антиох III

И раздражится южный царь, и выступит, сразится с ним, с царем северным, и выставит большое войско, и предано будет войско в руки его.

Дан.11:11

Антиох III встретился с Филопатером Птолемеем IV в битве при Рафии (также известной как битва за Газу) в 217 году до нашей эры. У Антиоха III, царя Северного, насчитывалось 62 000 пехотинцев, 6 000 кавалерий и 103 боевых слона. Но Птолемей IV, царь Южный, одержал победу, а Антиох III был вынужден скрыться на Ливане.[1]

И ободрится войско, и сердце царя вознесется; он низложит многие тысячи, но от этого не будет сильнее.

Дан.11:12

После победы над Антиохом III, Птолемей IV провел в Палестине около трех-шести месяцев, улаживая свои дела на Святой Земле, а затем отправился обратно в Александрию, свою столицу — видимо его торопили беспорядки на его родине. Он пытался подавить мятеж, но некоторые из его войска присоединились к мятежникам и началась успешная партизанская кампания против его правления в Египте. К концу правления Птолемея IV они достигли полной независимости, отделив, таким образом, под свой контроль южную часть Египта.

Здесь, для ясности, существенным будет заметить, что Египет к тому времени был достаточно эллинизированной Африкой, и эллинские династии управляли Египтом. Это была цивилизованная, развитая, во многом передовая страна. Александрийская библиотека, Александрийский центр наук были крупнейшими в мире, и Господь в Свое время использует Александрию, как один из главных христианских центров. И эти достижения не появились в одночасье, но складывались веками. Трудились поколения историков и ученых. В походах и войнах брались сокровища, трофеи, в том числе и в виде книг, документов, и это все складировалось в библиотеках, изучалось – происходило, пусть и не всегда здоровое, взаимодействие между странами, и это способствовало росту Египта.

Но все эти победы, — мы об этом читаем в тексте: “низложит многие тысячи” и победит Северного царя, — не принесли силы Южному царю. Во-первых, потому, что это была иностранная – эллинская, — династия в Египте. Она была сильна на севере, более европейском, а юг Египта постоянно восставал. И в это время, когда Птолемей IV возвратился после победы над Антиохом III, восстание истощило силы Птолемея. Приобретя север Египта он, фактически потерял юг. Возможно, эти детали не так важны, но они важны, чтобы во все времена люди могли отметить события на исторической карте и определить — где же они находятся по отношению к этим событиям: в прошлом, будущем или в среде этих событий?

Ибо царь северный возвратится и выставит войско больше прежнего, и через несколько лет быстро придет с огромным войском и большим богатством.

Дан.11:13

После смерти Птолемея IV в 204г. до н.э., Антиох III снова собрал свои силы, чтобы воевать с Югом. В Пятой сирийской войне (202-195г. до н.э.) Антиох III опять переместился из Сирии в Иудею. Царь Северный возвратился на территорию, которую он контролировал примерно восемнадцать лет назад. Когда Антиох III ушел зимовать к себе на родину, египетский предводитель Скопас отвоевал южные части утраченной территории, включая Иудею и Иерусалим.[2]

В те времена многие восстанут против южного царя, и мятежные из сынов твоего народа поднимутся, чтобы исполнилось видение, и падут.

Дан.11:14

Антиох III Великий вступил в союз с королем Филиппом V из Македонии. Они договорились поделить между собою азиатские владения, которые тогда контролировал Египет. Армия Антиоха III нанесла сокрушительное поражение египетским войскам приблизительно в 199 г. до н.э. в Панеасе, что недалеко от верховья Иордан. Что касается предсказанных ранее в пророчестве действий евреев, еврейский историк Иосиф Флавий писал об этом так:

«Прошло немного времени и Антиоху удалось победить Скопаса в сражении вблизи Иорданских источников, правда там полегла большая часть его армии. Но затем, когда Антиоху удалось покорить еще и города Селесирии, которые Скопас присоединил ранее к своим владениям, а заодно с городами и Самарию, иудеи, по своей воле вышли к нему и открыли перед ним ворота Иерусалима, предоставив обильное продовольствие всей его армии, его слонам и охотно помогли ему в осаде гарнизона который находился в цитадели Иерусалима».[3]

Возможно, исходя из знаний пророчеств, евреи поступают так миролюбиво, зная что царю Северному надлежит царствовать некоторое время. Антиох даже погостил в Иерусалиме, и евреи ему много чего покажут. Вероятнее всего, в это время произошло то, что уже было прежде в истории народа, когда евреи похвастались своими гарнизонами и оружием, дворцами и богатствами, знаниями и всем на свете, кроме Бога своего (Ис.39 глава).

И этот гость в конце концов им дорого обошелся. Помощь евреев не была оценена, когда сын Антиоха III, Антиох IV (Епифан), выступил против Иерусалима. За всю историю существования Израиля этот враг снискал такую славу антисемита, которой не будет наделен даже Гитлер, но об этом мы прочитаем в следующем стихе.

Но прежде замечу, что в толковании многих христианских деноминация Антиох Епифан, злейший враг иудеев, и есть тот малый рог из пророчества Даниила (8 гл), который произносит богохульные слова, делает много зла народу Божьему и устраивает мерзость запустения на святом месте. Но это не так. Потому что малый рог – это фигира эсхатологическая, которая, как и истукан в видениях Навухудоносара, будет удалена не рукой человеческой (Дан 2: 34: 8:25). Видение о малом роге простирается до конца времен (8:17).

Но в то же самое время Антиоха Епифана нельзя не учитывать, как это делают многие благонамеренные толкователи, которые справедливо видят в малом роге папство, а Антиоха Епифана не хотят видеть нигде. Это плохо для них и для тех, кто их слушает, и потом разочаровывается. К тому же, Ангел Господень обещал Даниилу показать, что произойдет с его народом, и если он показывал почти каждого из царей северного и южного, то неужели он пропустит такого злодея как этот? В действительности Антиох Епифан является пророчески указанной исторической фигурой. И он, как гонитель народа Божия, вполне вписывается в образ типологического предвестника последнего гонителя – зверя, выходящего из бездны, антихриста.


[1]          Там же.

[2]          Джонс, Питер В. (Jones, Peter V.); Сидвел, Кейт С. (Sidwell, Keith C.) Римский мир: Введение в культуру Рима. (Cambridge University Press, 1997).

[3]          Иосиф Флавий (Josephus, Flavius). Труды Иосифа Флавия (3 тома), перевод Уильям Уистон (William Whiston). New York: A. L. Burt, 1907 (original 1737), Ant. 12.3.3.



Подпишитесь на новинки

Поделиться ссылкой:

0

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.