Исследования Россия

ЦАРСТВО ЦАРЕЙ С ВОСТОКА №9

Праздник Пурим у евреев

Жребий брошен

Еще немного контекста. Название праздника Пурим – того праздника, что устанавливает книга Эсфирь — происходит от слова «пур» (аккадское «пуру» — «жребий»), который бросал злой Аман, чтобы назначить месяц истребления народа Божиего (Эсф. 3:7). Согласно книге Эсфири, евреи Персии уничтожали своих врагов 12 и 13 адара, а 14 адара праздновали свою победу и избавление; в царской столице Сузы (Шушан) избиение врагов продолжалось ещё один день, а празднование победы состоялось там 15 адара (Эсф. 9:1-2, 13-14, 17-19). По свидетельству Библии, весь еврейский народ принял празднование этого дня не только для себя, но и для всех будущих поколений. По всей видимости, лишь событие первостепенной важности могло послужить основанием для такого праздника, не связанного ни с Храмом, ни с каким-либо религиозным явлением. В эпоху Хасмонеев праздник назывался Днём Мордехая (2Макк. 15:36).

Заметьте, что этот типологический и эсхатологический праздник – указывающий на последние гонения и на спасение – установлен во времена царей с востока – не царей вавилонских. Даже столица мира сдвинулась на ту пору на Восток, в Сузы. Но все же царство Мидо-Персов – и даже то, на что оно типологически указывает – это еще не Царство Божие. В нем еще есть место злобному Аману, олицетворяющего сатану. В нем судьба народа Божиего еще висит на волоске. Но оно, это царство персов, и в частности сам царь, личность которого может вначале показаться авторитарной и даже тираничной – все способствует победе Божьего народа над врагами и над сатаной, которого типологически представляет в книге Аман.

Такое важное событие как установление нового, восьмого и последнего религиозного праздника Священного Писания не может не иметь серьезной типологической параллели, проекции на последние времена и на время последней скорби Иакова. И первое, что мы узнаем из этой книги, это то, что события эти происходят, да и могут только происходить после падения Вавилона – при последних царях, последней империи библейского ветхозаветнего повествования. И хотя Даниил говорит о том, что на смену Мидо-Персии придет Греция, как и произошло, история Израиля в эти гречиские времена не отражена на страницах Священного Писания. Она отражена в так называемых второканонических книгах Библии, в частности Маккавейских книг.

Таким образом, последний вызов народу Божиему последнего времени будет брошен уже во времена правления царей с востока. Но сделано это будет не царями с востока. В отличие от Вавилона цари с востока не имеют злых намерений против народа Божиего. Изначальная реакция Артаксеркса на неожиданное предложение Амана явилась результатом его неведения, невежества, доведенного до абсурда. Но царь Артаксеркс не умышлял зла – он думал, что действует в интересах общества и государства.

Когда же, благодаря царице Эсфирь, которую царь приблизил к себе, он узнал правду, он сделал все, что было в его силах, чтобы спасти и укрепить народ Божий и вверенное ему Богом государство.

Как же мы переведем эту картину на типологически превосходнейший уровень последнего времени? Кто этот злобный Аман? Откуда он взялся? Позвольте вместе с вами порассуждать над этим вопросом в нашем следующем посте.

* * *

Поделиться ссылкой:

0

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.