Исследования Россия

ЦАРСТВО ЦАРЕЙ С ВОСТОКА №7

Царь Дарий

Царь, Церковь и Маг

Я помню, как ещё будучи семинаристом первого курса я заметил – сам, помнится, дошёл, – что история книги Эсфирь по сути представляет нам картину последних дней истории человечества. Наверное, я не один, кто пришел к таким выводам, потому что это настолько очевидно.

В одной из своих книг я подробно разбираю библейскую историческую типологию. В прошлом блоге я делился линком на сокращенную русскую версию моей статьи и книги «Matrix of History». История ветхозаветнего Израиля типологически проецирует историю христианской Церкви – до самых последних дней на земле. Я не буду говорить здесь подробно о библейской типологии – вы сможете почитать об этом в моей книге, но она пока только на английском. Здесь же скажу, что типология древнего Израиля и Церкви не заканчивается с падением Вавилона – исторического и эсхатологического. Она продолжается в истории тех, кто остался жить и свидетельствовать (очень успешно в своем роде) о Боге на бескрайних территориях некогда вавилонского, а теперь – Мидо-Персидского Царства.

Мы не можем бросить историческую типологическую нить там, где нам этого хочется. Наша обязанность – проследить эту типологическую цепочку до конца. Ведь именно библейская типология дает нам тот событийный и исторический скелет, на который только и могут наращиваться мышцы пророчеств и кожа обетований. Иначе пророчества разбегаются в разные стороны и собирающие их поступают произвольно, собирая из них потребные им пророческие конструкции.

Так что же нового может дать нам книга Эсфирь, если мы посмотрим на нее так, как должно смотреть христианам на Ветхий Завет – исторически и типологически? Давайте вкратце разберем этот вопрос.

Прежде всего мы узнаем из этой книги о царе Артаксерксе, который по сути правил всем обитаемым миром. Мы знаем о той роскоши, которой окружен двор этого царя. Он щедр. Он резок. Он – царь. Царь с востока.

Здесь нужно оговориться и сказать, что царствование последних на земле царей с востока, посде которого приходит Царство Царя с Востока Иисуса Христа, это царствование проявляется не столько в вавилоно-подобной манере политического контроля и подчинения, сколько в духовном плане. Что это означает? Опять нам надо обратиться к типологии. К примеру, книга Деяний Апостольских событийно параллельна книге Иисуса Навина в ВЗ. На типологически превосходнейшем уровне, разумеется. Если у Иисуса Навина завоевание обетованной земли происходит огнем и мечом, то в книге Деяний – это завоевание Словом и Верой. Это совсем другие победы.

Цари с востока одержали духовную, а не военную победу над Вавилоном. Их идеология, их духовность оказались сильнее. И Вавилон пал. Если мы обратимся теперь к событиям, связанным в Библии с царями с востока, с Мидо-Персами в ВЗ, то мы увидим, что мирным в целом взятием Вавилона их миссия от Бога (о чем многократно повторяют Исаия и Иеремия) по строительству империи царей с востока не заканчивалась, а только начиналась. Накидаю здесь очень вкратце ситуацию в Мидо-Персидском царстве накануне и ко времени правления царя Артаксеркса, о котором идет речь в книге Эсфирь.

Осенью 522 г. до н. э. в результате борьбы за власть повелителем Персидского царства стал Дарий I, приходившийся дальним родственником помазаннику Киру Великому. В знак своих успехов Дарий I повелел высечь на отвесной скале в Бехистуне гигантскую надпись, сообщавшую о первых годах его царствования и об одержанных им победах, на трех главных языках государства: древнеперсидском, аккадском и эламском. Надпись гласила, что до прихода Дария к власти в государстве царили смута и хаос, люди убивали друг друга, а он «умиротворил всех, поставив на место как богатых, так и бедных». Возможно, тут обошлось не без некоего бахвальства, но в целом это верно, да и вполне совпадает с библейскими ожиданиями от царей с востока.

Надпись располагалась на высоте более 100 м над уровнем земли, высота ее вместе с рельефом составляла 7 м 80 см, а ширина – 22 м. Сам царь был изображен в полный рост – 172 см, а за его спиной стояли копьеносец и лучник. Дарий попирал левой ногой мага Гаумату, пытавшегося захватить царский престол, рядом стояли скованные цепью девять царей, выступивших против царя. Персидская империя охватывала теперь огромные территории в Азии и Африке.

Государство при Дарии I было разделено на сатрапии, границы которых почти совпадали с рубежами прежних самостоятельных государств. О своих делах сатрапы отчитывались перед царем и должны были следить за процветанием вверенных им провинций и за своевременной уплатой налогов в царскую сокровищницу. Время от времени сатрапии поднимали бунт. Так случилось и в те времена. Примечательным совпадением является количество взбунтовавшихся против него царей – девять царей во главе с магом (волшебником) Гауматой.

Опять-таки, нам надо помнить, что в новозаветние времена, в которые мы живем, такие понятия как «победа» и «поражение», как и другие, следует поднимать от грубого физического уровня на высокий духовный. В частности, из Откровения мы узнаем, что последним царям с востока не придется самим вести битвы против последнего «мага» и собранным им воинствам. На это есть Камень. На это есть воинство Христово. Но вот духовную победу за царей с востока последнего времени никто кроме них завоевать не может.

* * *

Поделиться ссылкой:

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.