Исследования Россия

ЦАРСТВО ЦАРЕЙ С ВОСТОКА №6

свеча и книга

Кратко о типологии

В моих рассуждениях я часто прибегаю к слову «типология». И меня спрашивают: а что это такое? Отвлекусь сегодня от Эсфири. Вот, вкратце, что такое типология.

Это когда есть модель чего-то, скажем – дома, и есть настоящий дом, который этой моделью представлен. Итак, модель – это тип. Дом – это антитип. А если хотите посерьезнее узнать, то идем дальше. Новозаветные авторы широко использовали в своих трудах типологию. Если мы попытаемся взглянуть на Библию их глазами, то мы видим, как в Новом Завете многие ветхозаветные образы (типы) наполняются новой, более полной и совершенной новозаветной реальностью (антитипы). Немало исследователей посвятило свои труды тому, чтобы представить новозаветную Церковь (или Новый Израиль) как воплощенный антитип Израиля ветхозаветного, плотского.

Однако, зададимся вопросом: насколько полно реализовалась ветхозаветная экклезиология (учение о церкви) в рамках первохристианской Церкви, т. е. той церкви, картину которой представляет нам Новй Завет? Ясно, что Сам Иисус Христос Своею жизнью начал на типологически превосходнейшем уровне повторять (притом в хронологическом порядке и до определенного момента) историю Израиля. В дальнейшем апостольская церковь переняла эту эстафету, сделавшись Новым Израилем. Насколько полно были воплощены в новой истории, в истории, ограниченной рамками Нового Завета, типы ветхозаветного Израиля?

В большинстве работ на тему церковной истории (будь то работы, написанные на заре христианства, в Средние века или в сравнительно недавно) постоянно встречаются указания на типологическое сходство рассматриваемых событий церковной истории с образами, почерпнутыми из Библии, из Ветхого Завета. Дело обстоит именно так, даже если сами авторы практически никогда не используют терминологию тип – антитип, которая не так давно и появилась.

Интерпретаторы истории скорее интуитивно, нежели основываясь на систематических выкладках, проводили типологическую связь между событиями библейскими и событиями, имевшими место в церковной истории. Подобного же рода логику мы можем нередко проследить и в проповеди, так как проповедникам очень нравится находить различные уподобления тем или иным библейским событиям (зачастую весьма художественные, но не совсем удачные с точки зрения уместности). Мы часто сталкиваемся с такого рода типологией. Далеко не всегда между затронутыми автором типом; и антитипом существует бесспорная связь. В то же самое время очевидно, что в большинстве случаев прослеживается желание автора подчеркнуть нечто большее, чем простое сходство между событием или образом библейским и, тем, на что этот образ самим интерпретатором проецируется. Мы сталкиваемся с робкой и зачастую неосознанной попыткой проследить типологическую связь. Но дальше аллегории, тем не менее, дело заходит редко.

В наших рассуждениях о царях с востока и их царстве мы широко используем типологию. В нашем случае это сделать чрезвычайно легко: ведь именно на последним времена, называемыми еще эсхатологескими, и приходятся главные типологические соответствия. Гораздо проще заблудиться где-то в середине исторического лабиринта. Но такие вещи как, например, скорбь Иакова и избавление Божиего народа от умыслов Амана, являются однозначно эсхатологическими, поэтому нам следует ожидать типологически превосходной картины (антитип) в пророчествах Откровения и в исполнении пророчеств в эсхатологические времена.

Мою статью о типологии истории на русском языке, уникальную в своем роде, вы найдёте тут. Очень рекомендую тем, кто серьезно занимается богословием или историей.

В связи с тем, что исследователи Библии не принимали до сих пор со всей серьезностью пророчества книги Откровения о царях с востока, мало кому открывается эсхатологическая значимость книги Эсфирь. В самом деле, если все заканчивается с падением Вавилона и избавлением Израиля от Вавилонского плена, то где тут место для типологии Эсфири? Она выпадает за пределы установленного западной традицией интерпретации пророчеств периода. Таким образом книга, которая продолжает и заканчивает типологические параллели древнего Израиля с Христианской Церковью, книга, освещающие последние страницы ветхозаветной истории, и таким образом и типологически проливающая свет на последние страницы история человечества во грехе, эта книга остается невостребованной. Давайте мы вместе попытаемся это исправить.

* * * 

Поделиться ссылкой:

0

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.