Исследования Россия

ЦАРСТВО ЦАРЕЙ С ВОСТОКА №2

Аман и Есфирь

Слона-то и не заметили

Кто-то из критиков моих «Царей с Востока» заметил, не без сарказма, что одной строчке из Библии я посвятил двести страниц. Принимаю, как комплимент. На самом деле, есть множество диссертаций и серьезных исследований на сотни и тысячи страниц посвященные чуть ли не каждому стиху Библии. Мой стих – это Откровение 16:12.

Но в строгом смысле такое утверждение критика не совсем верно – я имел дело не с одним текстом, а со многими – с десятками библейских текстов так или иначе связанными с концепцией царей с востока в Священном Писании.

Теперь же, в этом очерке, я напишу всего несколько страниц – но о целой книге. За это меня тоже можно справедливо критиковать. Но надо где-то начинать, верно? Вот, люди говорят, что мало в Библии говорится о царях с востока. Мало? Но ведь именно в связи с этими царями, как ранее в связи с помазанным «слугой Божиим Навуходоносором», в Библии разворачиваются события, имеющие важное пророческое значение. Серьезно изучающие Библию могут знать о том, что центральные пророчества Библии, равно как и главные в ВЗ апокалиптические картины представлены в ходе интеракции, взаимодействия между пророком, человеком Божиим Даниилом, и некогда языческим царем Навуходоносором, в руки которого Бог отдал всех людей и даже полевых зверей, как говорит Бог Иеремии. Это люди еще знают отчасти, помнят. Помнят про истукана. Помнят про зверей. Но не помнят, что в другой книге Ветхого Завета, в самой последней книге Ветхого Завета развиваются события между Божиим человеком Мардохеем и царем самой обширной за историю человечества империи Мидо-Персов Артаксерксом. Динамика этих отношений, события, изложенные в книги, их значимость с новозаветной перспективы – все это дает нам еще один взгляд, дополняет пунктир пророчеств, заполняя те последние не совсем ясные места, которые имеются в традиционном толковании пророчеств – а именно, события пост-вавилонские, события, приведшие к формированию последнего ветхозаветного праздничного установления – Пурим.

Итак, в Библии дано много информации о том, что представляло из себя царство царей с востока древности – Мидо-Персов. И о том, как жилось народу Божиему ПОСЛЕ падения Вавилона. Вот об этом и начнем рассуждать. Ведь этот период истории древнего Израиля дает типологическую проекцию на самые отдаленные, последние времена человеческой истории – накануне Второго Пришествия Иисуса Христа.

Итак, как было уже отмечено, в 538-ом году до Р.Х. великий царь и помазанник Божий с Востока Кир – создатель империи, до сих пор непревзойденной размером – освободил Вавилон от его падшей и развращенной верхушки. В Священном Писании есть одна весьма необычная книга – единственная книга Библии, в которой Бог не упоминается, не упоминается по имени. Но тем не менее рука Его видна во всем. И еще, наряду с книгой пророка Даниила, эта книга дает нам возможность заглянуть в тот период истории израильского народа, который наступил с приходом Кира и с установлением их Империи. Это книга Эсфирь.

Власть Мидо-Персов, власть Кира – как мы видим из Библии и знаем из истории – отличалась веротерпимостью. Евреи пользовались значительными правами и самоуправлением. Более того – они процветали. Персидский царь Кир позволил евреям вернуться в Иудею и восстановить Храм. Для этого выделялись значительные средства из царской казны, а также возвращались храмовые ценности, которые когда-то были увезены вавилонянами.

Падение Вавилона по праву имеет типологически значимый эсхатологических характер – накануне Второго Пришествия Иисуса Христа должно произойти падение богоборческой цивилизации, именуемой в Библии Вавилоном. Типологическое сходство дополняется еще и тем, что царь Кир, помазанник Божий, освобождает народ Божий от ига Вавилона, отпускает их домой, в Иерусалим, помогает восстановить город и Храм. На эсхатологическом языке это означает обретение «пленниками» (теми, кто был мертв – но воскрешен при Втором Пришествии) своей Небесной Родины, своего Иерусалима. Более того, они получают доступ в Храм Божий – то есть к престолу Всевышнего. Это все безусловно, и давно уже замечено и подсвечено со всех сторон многими христианскими богословами и писателями. И это все верно. Чрезвычайно верно. Но…

Но есть и еще нечто, что богословы забывают обычно учитывать, а если и пытаются это делать – то вне того исторического и типологического контекста, в которые это «нечто» помещено. Дело все в том, что последние события Библии, в том числе и последние острые конфликты, и окончательная победа народа Божьего происходят… не во время царствования Вавилона, а во время Царства царей востока. В Библии это не просто ясно, но и подчеркнуто – целая книга посвящена жизни народа Божия после падения Вавилона, под сильными и справедливыми царями с востока. Речь идет о событиях, представленных в библейской книге Эсфирь. Краткость книги и узкий временной фокус книги Эсфирь позволяют предполагать, что типологическая проекция этих событий на пророчества о последних днях должна быть также короткой. Что значит, что между падением Вавилона и Вторым Пришествием Иисуса Христа – краткое время. Но оно есть.

Интересным образом, хронология книги Эсфирь простирается дальше библейской хроники, повествующей о возвращении в Иерусалим. Это имеет важное типологическое значение, которое нельзя игнорировать. Но вопросы времени и хронологии требуют отдельной дискуссии. Вначале займемся событийной типологией.

В книге Эсфирь речь идет о тех из народа Божьего, которые по тем или иным причинам не вернулись в Иудею и Иерусалим, но остались проживать на просторах прежде Вавилонской, теперь же Мидо-Персидской Империи. В чем для нас значимость? А в том, что книга Эсфирь переводит фокус повествования с Вавилона на Восточные Царства, которые приходят Вавилону на смену.

Посмотрим немного на исторический контекст. Хотя Кир и разрешил евреям вернуться на свою родину, лишь 42 тысячи из них откликнулись на его призыв, остальные предпочли остаться в Персии. Начались работы по восстановлению Храма, несмотря на набеги враждебных племён, живших вблизи Иерусалима. В Вавилоне возродилось изучение Закона Божьего.

К последним месяцам своего царствования Кир перевёл свою столицу в Сузы (ивр. ‏שושן‏‎ — Шушан) в земле Элам. Там и разворачиваются события книги Эсфирь – события (спасение от истребления), которые послужили установлению у евреев праздника Пурим. Это новый и последний библейский праздник, который, в силу своего происхождения и хронологического расположения, является праздником, типологически указывающим на события окончательного избавления народа Божьего в конце времен.

* * *

Поделиться ссылкой:

0

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.