0
Выбор читателей Исследования Книга пророка Даниила

Средние Века глазами пророка Даниила

Третий крестовый поход

У обоих царей сих на сердце будет коварство, и за одним столом будут говорить ложь, но успеха не будет, потому что конец еще отложен до времени.

Дан.11:27

Отложенный конец, о котором говорит Гавриил, помогает нам понять, о чем тут идет речь. Отложенный конец – это смертельный конфликт рогов и блудницы. Гавриил продолжает развивать предыдущий стих, и говорит о продолжающемся конфликте между Римской матерью-церковью и Католическими князьями земли. Возможно, здесь также говорится и о конфликте между христианской Европой и мусульманским Востоком. Тогда не совсем понятна картина царя Северного (папства) и царя Южного (мусульманский мир) обедающих “за одним столом”. Существуют заявления некоторых популярных проповедников о том, что мусульманский мир является продуктом Римо-католических политических игр. Однако эти утверждения так и не были обоснованы. Однако, если этот стих действительно говорит о царях Северном и Южном, сидящих за одним столом, то можно обратиться к пророчествам о мусульманском мире, данным в Откровении 9:5 и 9:15.

И отправится он в землю свою с великим богатством и враждебным намерением против святаго завета, и он исполнит его, и возвратится в свою землю.

Дан.11:28

Уильям Ши характеризует тот период, который описывает Даниил, как период Крестовых походов, инициированных Римом в его папской модели.[1] Это было время, когда царь Северный, Папство вступил в войну с мусульманским миром.[2]

Крестоносцы смотрели на себя как на:

“истинных верующих, защищающих Божью истину, а инаковерующих рассматривали как неверующих. Христиане призывали к Священным войнам, а мусульмане — к Джихаду. Обе религии верили, что руководимы Богом и война необходима для процветания веры. Обе религии почитали за честь и священную привилегию умереть за защиту веры, и что таковые мученики будут особо вознаграждены на небесах.”[3]

Хочу напомнить, что мы читаем в этом блоке пророческих стихов про эпоху Средневековья, про эпоху конфликта двух важнейших, главнейших сил того времени, которые в общем и сейчас остаются примерно в таком же что ли балансе – это Южный царь и Северный царь. Южный царь, представляющий мусульманство, Ислам воинственный, и северный царь, представляющий воинственный западный «демократичный» христианский мир. И вот конфликт между этими двумя мирами, царями, здесь обретает огромную масштаб и важность. Почему? Потому что, как и во времена ветхозаветные, народ Божий находится, как тогда находился Иерусалим, на перекрестке дорог этих двух враждующих царей. То есть в каком-то смысле народ Божий, верные Богу люди, оказываются во многом заложниками этих двух царей.

Надо сказать, что не весь мир в ту пору воевал, было очень много мирных людей. Мы говорили о том, что даже в Италии, в этом центре католицизма существовали очаги людей, которые были свободными, жили вольными общинами, городами, сами собой управляли и верили совершенно иначе. Они читали Библию и представляли собой в общем совершенно иной мир. Но наступил момент, когда европейские армии были призваны воевать против именно «еретиков», соотечественников, которые не склонились перед папством. И вот армии крестоносцев теперь уже вели войну против христиан. Христиане воюют против христиан, мусульмане воюют против христиан. И простые люди, скажем так — простые христиане – оказываются, действительно, как Иерусалим в свое время, на перекрестке этих путей. Их топтали цари северные и цари южные, паписты и исламисты.

Недавно читал книгу, которую как бы случайно подобрал в книжном магазине, в книгах, которые уже уцененные, бывшие в употреблении, замечательную книгу, в которой журналист-историк и путешественник[4] описывает свое в 90-х годах двадцатого века путешествие по Палестине, по Византийской империи, по Ближнему Востоку, по всем тем странам, которые на сегодняшний день являются мусульманскими.

А ведь когда-то это была процветающая христианская империя, Византийская империя, которая на 1000 лет пережила Римскую империю. Рим пал уже в 476 году, его захватили варвары, после чего последовала разруха, хаос, болезни, а Византийская империя, в которую Константин перенес центр цивилизации, центр Римской империи в 330 г., эта империя будет еще на протяжении 1000 лет мощной, развитой, процветающей, культурной, пока Ислам и мусульманские завоевания, а также крестоносцы, не положат конец всему этому.

Вот интересно, буквально вчера читал, как автор этот пишет о Константинополе, об этом Новом Риме, который построил император Константин на Босфоре, в самой стратегически выгодной в ту пору точке на земном шаре, соединяющей Черное море со Средиземным, Европу с Азией. Это – перекресток миров, перекресток торговых путей, расположенный на высоком стратегическом месте, контролирующем полностью пролив, переходы. Невероятная мощь, невероятный расцвет, размах Византийской христианской империи потрясает. Империи, которой более нет, которую сожгли, разгромили, уничтожили. И хотя именно мусульманство вытеснит всю эту цивилизацию, первый серьезный, коварный и сокрушительный удар Византие будет нанесен крестоносцами в результате Четвертого крестового похода.

13 апреля 1204 года войска крестоносцев взяли Константинополь. Это явилось одним из эпохальных событий средневековой истории, которое имело далеко идущие последствия для всей Европы. Взятию предшествовали две довольно напряжённые осады — осада 1203 года и 1204 годов, в ходе которых свои усилия объединили венецианский флот и западноевропейская (преимущественно французская) пехота. После захвата города начались массовые грабежи и убийства греко-православного населения. Город систематически сжигали и разрушали, неделя за неделей, месяц за месяцем. Ни одно мусульманское вторжение не было ни таким жестоким, ни таким разрушительным.

. И вот представьте себе этот великий город-миллионщик в Средние века, Константинополь – город с развитой христианской культурой, где практически не было неграмотных, где установился высокий уровень жизни и культуры. На сегодняшний день в нем — это в 1994 г. автор заметок пишет – осталось около 5 тыс. греков-христиан, которые вообще не знают, сколько они там еще продержатся. В основном все бегут на Запад, не могут там оставаться: им окна бьют, дома поджигают и все прочее. Это тоже один из результатов тех движений Царя северного и Царя южного, о которых говорится в Данииле 11 главе.

Вы видите, как работают библейские пророчества? Взять этот нейтральный, скажем так, город – Константинополь, который сегодня есть Стамбул. Я называю его нейтральным, потому что он не был ни с Царем северным, ни с Царем южным. Это – восточно-христианский город. И он оказался тоже на перекрестке путей царей, его брали то крестоносцы, то мусульмане. Это в каком-то смысле отражает и судьбу Иерусалима, и в свое время — судьбу всего народа Божьего.

Война этих двух царей отражалась на всех, кто жил в ту историческую эпоху. В конце концов нашла она свою жертву и у себя дома, в западноевропейском христианстве. Я имею в виду преследование и последовательное истребление папством таких христиан, как вальденсы, катары. Интересно, что и в конце времен, потерпев неудачу на Юге, царь Северный набросится на «еретиков» в своей земле. Но об этом мы еще поговорим.

Крестовые походы проводились исходя из совокупности религиозных, экономических и политических причин.[5] История знает девять крупных Крестовых походов, а также ряд Крестовых походов меньшего масштаба. Крестовые походы и крестоносцы принесли Европе невероятные богатства и разрушения. Хотя неясно, о каком конкретном ущербе священному завету говорится в этом тексте – список ущерба, нанесенного историческим папством, является длинным, — возможно, это относится к крестовым походам против христиан Византии и Европы. Альбигойский крестовый поход, например, был начат в 1209 году, цель — ликвидация “еретиков” Южной Франции. Эта десятилетняя борьба была настолько же связана с озабоченностью Северной Франции в распространении своего контроля на юг, насколько и с ересью. В итоге были уничтожены Катары и независимость Южной Франции.[6]


[1]          Ши (Shea), Книга Даниила, 7-12, 254.

[2]          Там же, 253.

[3]             Кристина Малохи (Christine A. Mallouhi), Постижение мира на Li lam, IVP, Illinois, 2000, p. 83.

[4] William Dalrymple, From the Holy Mountain (Great Britain, Flamingo, 1998).

[5]             Anderson, G.M. et al., «Экономическое обоснование средневековых крестовых походов» Journal of European Economic History 21 (1992), 339-64.

[6]          Sibly, W. A. and M. D., translators (1998). История Альбигойского крестового походаPeter of les Vaux-de-Cernay‘s Historia Albigensis. Woodbridge: Boydell.



Подпишитесь на новинки


Поделиться ссылкой:

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.