0
Выбор читателей Исследования История народов

Скифское рождество (2). Девять столетий, как девять удивительных месяцев

«Холода Скифии пылают жаром веры».

Так писал о славянских племенах живший в пятом веке церковный историк Иероним.

Но как же быть с датой официального крещения Руси – 988 год? Если мы знаем, что христианство проникло сюда гораздо ранее? А я и не спорю с этой датой. В этом году родился тот ребенок, который был зачат еще девятью столетиями прежде. Ребенку нужно девять месяцев, чтобы сформироваться и выйти на свет. Христианскому народу понадобилось для этого девять веков. И это и неудивительно: нации тоже ткёт Бог.

Так, Бог в утробе Египта соткал Израиль – и на это у Него ушло четыре с половиной столетия. Четыре с половиной столетия потомки Иакова вызревали в Египте в новый народ, народ Богоносец. Новозаветние же типологические периоды истории (соответствующие периодам истории ветхозаветнего Израиля) – превосходнее и в два раза протяжённее. Об этом вы можете прочитать в моей книге «Откровение Мучеников», в разделе о семи церквах. Неудивительно поэтому, что христианская Русь «ткалась» в утробе Скифии вдвое дольше, чем Израиль ветхозаветний. Да и выходить скифам никуда не надо было – разве что из своего язычества. Слава Богу, их никто не притеснял. И горе было бы тому, кто попробовал бы сделать это.

Жизнь древних славян
Жизнь древних славян

Кто-то спросит: а важно ли все это? Ведь по-настоящему важен лишь день рождения, или год – не так ли? Может, и так. Но для меня не менее важно, как для историка и христианина, наблюдать – от какого семени происходит христианская традиция на Руси и как она ткалась, как формировалась в течении столетий. Разве это не важно? Именно тогда сформировались уже какие-то главные черты славянского христианства. Давайте попробуем начать отслеживать это таинство формирования христианского народа.

О серьезных предпосылках проникновения христианства к праславянским племенам можно говорить уже с конца I начала II века. Эти предпосылки были связаны с тем, что римские императоры, начиная с Трояна (98 — 117 гг.) выселяли многих приверженцев новой религии на окраины империи, в том числе на территорию современной Молдавии и Причерноморья. Здесь и могло произойти первое знакомство славянских племен с христианством. Некоторые исследователи предполагали наличие у тиверцев и уличей (угличей) во времена Диоклетиана (284 — 305 гг.) организованной сети домашних церквей.

Предки славян — Угличи, Тиверцы и племя киевских полян – стали первыми из праславянских народов, кто соприкоснулся с христианскими народами Римской империи.  Угличи и тиверцы жили на Днестре и от Днестра до нижнего Дуная. «А улучи (неправильно вместо угличи, как это правильно сохранилось в некоторых позднейших летописных сводах) и тиверцы сидят по Днестру… Город Пересечень, который воевода Игорев Свенельд осаждал три года и который вероятно принимать за столицу позднейших угличей – тиверцев, видят в нынешнем большом селе Пересечина, находящемся в Огреевском уезде Бессарабской области.   Как пишет историк Е.Е. Голубинский, угличи и тиверцы были покорены последним дакийским царем Децебалом.  О христианстве в Дакии говорят Тертуллиан и  Иероним, и если у первого можно разуметь римских колонистов, поселенных Траяном в Дакии, то у второго уже необходимо разуметь варварских жителей страны, между которых славяне составляли преобладающее большинство.

Вот как описывает А. В. Карташев, этот процесс в своей книге «Очерки по истории Русской церкви»: «Но вот в конце второго начале третьего века на просторах Великой Скифии, на Дунае осели христиане готы. Они покорили живущие здесь разрозненные племена тиверцев, угличей и других наших предков.  Здесь была образована епархия в г. Томи, епископом был гот Вульфила.  Конечно же все это откладывало свой отпечаток на местных жителей, наших предков. Хотя мы не имеем точных утверждений что они приняли христианство но общение с южанами было неизбежно. Если верить летописцу, то киевские Поляне Резко отличались от других русских Славян своими нравами. Тогда как другие русские Славяне живут «звиринским образом, по скотски», Поляне имеют обычай относиться кротко и в стыде, к своим снохам, сестрам, матерям , к родителям своим, свекрам и деверям. У них существуют настоящие браки, чего не было у других русских Славян.  По этому видно что на какое то время христианство могло водвориться среди Полян.

Во времена римских гонений, да и во времена папских гонений, и мусульманских (с конца седьмого века) христиане вполне могли найти в славянских народах благоприятную почву для распространения своей веры. Это подтверждается и некоторыми археологическими находками III—IV вв. в Крыму, к примеру.  Важно помнить, однако, что в первые века своего существования христианство не имело значительного числа культовых принадлежностей, так что судить о распространенности христианства в том или ином регионе исходя из отсутствия прямых археологических данных было бы поспешно.

И все же, у нас имеется достаточно данных, чтобы хотя бы в общих чертах проследить формирование этого ребенка – в утробе Скифских народов. Об этом поговорим в наших последующих «сказаниях». Не уходите далеко.


Поделиться ссылкой:

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.