0
Выбор читателей Исследования Книга пророка Даниила

Протестантская Реформация в пророчествах Даниила

протестантская реформация. Мартин Лютер перед сеймом в Вормсе

Поступающих нечестиво против завета он привлечет к себе лестью; но люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать.

Дан.11:32

В поздний период Средневековья, несмотря на инквизицию и жестокое притеснение, все больше людей выступало против коррумпированной системы папского Рима. Многие из них заплатили за это своей жизнью: обратитесь хотя бы к историям Гуса и Иеронима, вальденцев и катар, да и многих других. Однако Реформация уже шла своим ходом, и ее пионеры, гуманисты и исследователи Библии, приобретали все большее влияние.

И разумные из народа вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабежа;

Дан.11:33

Когда Мартин Лютер, простой немецкий монах, прибивал на двери храма свои 95 тезисов, он тогда еще не знал, что начинает Реформацию, которая разделит церковь на два в том числе и «боевых» лагеря. Он не планировал разделение, но “мудрые уразумели” и присоединились к реформаторам, и так Германия, Англия, часть Швейцарии провозгласили независимость от папских удушающих щупалец. После ряда кровопролитных войн народы этих стран подтвердили свое право на свободное поклонение Богу.

Первоначальная критика (протест) со стороны Лютера была направлена против продажи индульгенций, но включала в себя также критику католического учения о причастии как о пресуществлении, практику безбрачия священников и главенство папы. Лютер призвал к ревизии целого ряда средневековых католических догм, в особенности же тех, которые имели тенденцию преподносить спасение как «заработанное». Главными тезисами Лютера и Германской реформации стали: Sola Scriptura («только Писание»), и Sola fide («только верой»).

Интересно, что значительный вклад в дело Западноевропейской Реформации внесли греческие Православные богословы, эмигрировавшие в Европу после взятия Константинополя турками в 1454-ом году. Именно они, как носители греческого языка, вывели Библию на передний план и помогли очистить ее от ошибок официального латинского перевода – Вульгата. Они во многом и обозначили тот спектр богословских вопросов, глашатаем которых сделался Мартин Лютер.

и во время страдания своего будут иметь некоторую помощь, и многие присоединятся к ним, но притворно.

Дан.11:34

Великие намерения пионеров Реформации не оправдались. Со временем утвердившись как новая государственная религия протестантизм начал со временем претерпевать значительные изменения, превращаясь в формальную схоластическую дисциплину. К этой новой государственной религии присоединились многие необращенные люди. Началась Контрреформация.

И все же невозможно переоценить влияние Реформации на мировую историю, экономику, политику, культуру, богословие. Как и всякое значительное событие, Реформация имеет свои светлые и темные стороны. Протестантизм возродил интерес к изучению Священного Писания, сделал Библию самой изучаемой книгой. Но он же, позднее, поставил авторитет Писания под сомнение. В целом Реформация дала миру столь много, что все мы, независимо от того, являемся мы протестантами или нет, чем-то обязаны ей. Протестантизм, безусловно, способствовал движению общества к тем вершинам религиозных, экономических и политических свобод, которые человечество достигло к концу двадцатого века. Всех заслуг Реформации не перечесть.

Однако в наши дни, спустя пять столетий после начала Реформации, протестантизм переживает глубокий кризис. С одной стороны – это ретроградное, центростремительное движение к папству, достигшее своей крайней (пока еще) точка именно в канун пятисотлетия Реформации. С другой стороны – это движение центробежное, движение к секуляризму. И если в законах физической природы эти два вектора движения как-то балансируют друг друга, то религиозное сообщество ими последовательно фрагментируется и разрушается.

Надо заметить, что стих этот, похоже, начинает плавно переключать наше внимание на нового зверя, выходящего из земли (Откр. 13). Этот зверь – протестантская, секулярная Америка. «Некоторая помощь» пришла во время гонений и религиозных войн тем людям – и очень многим – которые решили покинуть Европу, это море мятущихся и враждующих народов, и поселиться на новой, незаселенной европейцами земле – Америке. Многие таким образом спаслись от гонений и инквизиции. Но в конце концов, как обычно и бывает, именно те, которые «присоединились к ним притворно», станут во главе этого нового политического образования, или зверя.



Подпишитесь на новинки


Поделиться ссылкой:

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.