0
Выбор читателей Размышления на тему

Постмодернизм: противник или союзник (ч.2)

Точки соприкосновения

Часть 2

Точки соприкосновения

Безусловно, существует определенная общая платформа между христианством и постмодернизмом, и именно на этой платформе мы должны строить свои отношения с новым поколением.  Нам навряд стоит разделять то отчаянье, которое выражают некоторые христиане, выросшие на почве модернизма, по поводу наступления новой эпохи.  Вот лишь некоторые из тех положительных тезисов, которые постмодернизм предлагает взамен самонадеянных и в сущности антихристианских тезисов модернизма.

1. Постмодернизм ставит под вопрос самою предпосылку эпохи Просвещения об абсолютности знания, о том, что знание и опыт в комбинации с так называемым «научным методом» являются монопольными мерилами истины. Мы можем согласиться с предпосылкой постмодернизма, что некоторые аспекты истины лежат за пределами разума и не могут быть подтверждены ни человеческими знаниями, ни экспериментом.

Постмодернизм отвергает веру в объективность знания. Постмодернизм подчерчивает, что наши личные убеждения и посвященность не просто окрашивают наш поиск знаний в определенные тона, но и определяют сам процесс понимания.

Мы также можем согласиться с постмодернистским отрицанием предпосылки выдвинутой эпохой Просвещения, что знание непременно является благом. Христиане призваны искать прежде всего не знания, но мудрости.

Постмодернизм также во многом является возвратом к общинному мировоззрению. Это обуславливает его схожесть с опытом ранней христианской церкви. Индивидуум не является более центральной, доминирующей фигурой. Напротив, нам следует вспомнить, что наша вера во многом является коллективной верой.

Постмодернистский подход к Евангелию является пострационалистическим. Этот подход учитывает динамику понимания, опыт человека и наши попытки найти смысл в этой жизни.

Постмодернизм являет собой возврат к целостному библейскому пониманию человека. Он отвергает унаследованную модернизмом классическую дихотомию — искусственное разделение человека на «душу» и «тело». Этот аспект особенно интересен нам, как членам церкви АСД.

Когда мы говорим об отправные точки в мировоззрении нового поколения, следует заметить, что такой отправной точки не существует. Новое поколение не интересуется вопросами онтологии, которые всецело занимали умы предшествующего поколения. Вместе с тем, постмодернизм отверг главные ценности культуры модернизма, такие как:

— моральный релятивизм,

— автономность индивидуумов,

— редуктивный натурализм.

Отвержение этих ценностей также сближает взгляд нового поколения с тем взглядом, которые формирует Священное Писание.

Вышеперечисленные пункты демонстрируют, что христианская точка зрения во многом соприкасается с философией постмодернизма, и что в значительной степени та общая платформа, которую они разделяют в состоянии облегчить задачу Церкви. 

На пути к формированию нашего отношения к постмодернизму

            Для постмодернизма важно не только то, что он принимает для себя за истину, но и то, кто эту истину преподносит. Культура постмодернизма обязывает христианских лидеров к совмещению глубокой посвященности Иисусу Христу и Его миссии с готовностью работать для нового поколения и принимать людей такими, как они есть.  Великий Учитель всех христиан, Иисус Христос возлежал на пирах, рассказывал истории, использовал притчи, иллюстрации и старался всегда поддерживать диалог со слушателями: Он задавал вопросы и добивался ответов на них.  Постмодернизм призывает нас задуматься о пересмотре наших способов донесения истины, переформулировать их.

            Существует целый ряд ключей, которыми отмыкается дверь, ведущая к сердцу нового поколения, современной молодежи.

Во — первых, в силу той ущербности в семейных отношениях, которую новое поколение унаследовало, церковное братство должно создать дружеское, семейное окружение для этих людей.

Во-вторых, наши традиционные методы богослужения не всегда трогуют сердца нового поколения. Очень часто они максимально удалены от того мира, в котором это поколение живет.

Кроме того, нам необходимо помнить, что процесс обращения для нового поколения всегда остается ПРОЦЕССОМ, а не одномоментным событием. Когда мы имеем дело с современным поколением, мы должны примирить себя с мыслью, что обращение сегодняшних молодых людей занимает гораздо больше времени, нежели в прошлом.

Старые методы свидетельствования, такие как раздача листовок незнакомым людям, не являются действенными в настоящие дни.  Мало кто придет сегодня на евангельскую кампанию, не будучи лично приглашен.  Пригласительные опущенные в почтовый ящик в 2019 году не взойдут теми всходами новокрещенных, какими они восходили в начале девяностых.

Имея дело с новым поколением необходимо всегда помнить, что эти люди обостренно чувствуют неискренность.  С ними нельзя лукавить, их не привлечешь стройной логической формулировкой, пышными схоластическими доказательствами своей правоты.  Они должны почувствовать, что они вам не безразличны, и что вы искренне заботитесь о них.  После того, как между вами и ими установились надежные отношения, вы можите делиться с ними своей верой в тех понятиях, которые им доступны.

Традиционная апологетическая аргументация, выстроенная на рациональном знании не эффективна в работе с новым поколением. Традиционное «свидетельство» как обмен информацией более не работает.

Эффективным методом привлечения нового поколения в церковь сегодня является использование малых групп. Это обусловлено рядом причин:

  • — Современная молодежь, как никакое другое поколение, остро нуждается в дружественных связях;
  • — Им необходимо найти такое место, где бы их понимали и принимали.

При формировании малых групп, мы должны учитывать те различия в культуре, образовании, взглядах на жизненные ценности, которые пролегли между нами и новым поколением. Руководитель группы должен обладать хорошими навыками общения, легко чувствовать те нужды, которые животрепещущи для нового поколения. Руководитель не должен быть авторитарным с одной стороны, и безвольным — с другой. Новое поколение не приемлет ни диктатуры, ни неопределенности. Многие их современных молодых людей вырастали в неполноценных семьях и чувствуют острую нужду в примере и руководстве. Поэтому руководитель группы должен непременно установить твердые и неразменные правила обязательные для соблюдения всеми членами группы. Это не просто организует и дисциплинирует людей, но и придает их общению смысл и уверенность.

            Имея дело с новым поколением, церковь должна помнить ряд ключевых моментов:

— Стремиться как можно реже применять специфический «церковный жаргон» в общении с новым поколением. Всякая формальность отпугивает этих людей.

— Община должна научиться относиться с терпимостью к внешнему виду вновь пришедших подростков и молодых людей, и не встречать их по одежки.

— В некоторых случаях оправданными являются такие формы донесения вести, как драматические представления, видеопрезентации, концерты и прочее.

— Богослужение не может быть пассивным, но должно быть исполнено действия, и требовать отклика. Новое поколение непременно должно быть научено и привлечено к участию в богослужении.  Если молодые люди не участвуют в служении, то оно их и не затрагивает.

— Церкви сегодня, если она желает расти, мало проявлять традиционное церковное дружелюбие.  Члены церкви должны уподобиться членам семьи для новых людей.

— Весть для нового поколения должна быть «переведена» на их язык. Они хотят научиться тому, каким образом они могут найти свое место в этой жизни, как им управиться с растущими стрессами и многочисленными проблемами, с которыми они сталкиваются на каждом шагу. Поэтому, проповедь должна быть в основе своей практична.

— Постмодернизм ориентирован на слушание истории. Новое поколение относится с подозрением к традиционному авторитарному проповедованию. В то же самое время, история или притча, подобная Евангельской и несущая в себе истину, легко усваивается этими людьми, в силу того, что она не оторвана от реальности.

— Нам не просто необходимо встречать новое поколение так, где оно находиться, но и постепенно вести его к более глубокому пониманию духовности и к более личностным отношениям с Богом. Наступит время, когда пришедшие в церковь представители нового поколения признают те абсолютные моральные требования, которые Господь предъявляет ко всем любящим Его. Но мы не должны грубо толкать их в этом направлении и заставлять принимать те требования, которые еще являются чуждыми для них.

— Мы должны научить церковь понимать главные принципы, определяющие стратегию благовестия, и в особенности принципы работы с новым поколением.

Церковь должна предложить современной молодежи разнообразие программ. Одной программы будет недостаточно, поскольку люди сегодня, как никогда ранее, разнятся в своих интересах и стремлениях.

Долгом пасторов и преподавателей является сегодня перевести вечную истину на современный язык, на тот язык, на котором говорит новое поколение.

Вот несколько возможных путей сделать это:

  • — посредствам перепосвящения себя Богу и более глубокого понимания, и посвященности той истине, которая была вверена Церкви АСД. Мы должны вновь осознать, что значит для нас Благая Весть евангелия. От схоластики отвлеченной богословской мысли, мы должны шагнуть в живой опыт веры, присущий адвентистской церкви. Внимание должно фокусироваться на чем-то большем, нежели сухие доктринальные формулировки. И хотя доктрины не должны быть упразднены, они должны передаваться не только на уровне обмена информацией, но и на уровне духовного опыта. Например, доктрина о субботе, может быть представлена не только с доктринальной стороны, но и со стороны того благодатного опыта, который адвентисты в субботу переживают. Вместо того, чтобы доказывать истину, следует жить в согласии с истиной.  Вместо того, чтобы рационально объяснять преимущества здорового образа жизни, надо жить этой жизнью.
  • Как адвентисты, мы должны прийти к осознанию того, что наш опыт не менее глубок, чем наши доктринальные формулировки. Доктрины являются всего лишь обрамлением для выражения нашей веры.  Невозможно передать в доктринах глубину той веры, и того восторга, которые разделяли пионеры адвентизма. Глубокий личностный опыт неотделим от самой истории нашей церкви. Мы потеряли его поддавшись искушениям рациональной эпохи модернизма. Постмодернизм не только обязывает нас к переживанию нашей веры, но и в значительной мере облегчает эту задачу.

Пастырям сегодня недостаточно учить людей, им необходимо жить жизнью общины, знать, что тревожит и радует людей, чем они живы, как им достается их хлеб, что случается с ними в течении недели, и наконец — чем занимаются их дети.

  • Не следует чрезмерно страшиться риска. Сделайте что-то впервые. Разработайте новые программы, которые бы отвечали нуждам и требованиям нового времени. В этом, безусловно, есть определенный риск, потому что вы непременно наживете себе оппозицию. Но это не пошатнет единства церкви, потому что расколы в церквах происходили на почве различий в доктринах и на почве неукротимых амбиций отдельных людей.  Этого нам действительно следует страшиться. А все остальное – это болезнь роста.  Дай Бог, чтобы Церковь болела – болезнью роста.


Подпишитесь на новинки


Поделиться ссылкой:

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.