Выбор читателей Исследования История народов

На грани веков. Хейна Освободитель

Везде, где ступала нога Хейне, рабы получали освобождение. Хейна он позаботился о том, чтобы после его ухода все не вернулось на круги своя. И, конечно, он порой был крут и беспощаден. Но результатом его многочисленных походов, как и походов других славянских князей, патрулировавших просторы Скифии, явился настоящих исход рабов на свободу. Те скифы, которых сделали рабами, освободившись от своих оков в скором времени сами сделались господами. Одно поколение сменило другое, и мы уже отчетливо видим, как славяне, обитающие во Фригии, на Балканах, на Черноморском побережье обретают в торговле, в социальном и экономическом положении, а где-то и демографически положение ни в чем не уступающее грекам и ромеям, поселившимся здесь в то или иное время. И многочисленные походы русских князей на Византию объясняются не захватническими амбициями русских князей, а их традиционным откликом на притеснения, которым могли подвергаться славянские народы в том или ином городе.

Князь Владимир. Древние правители на Руси
Князь Владимир

Ко времени князя Владимира, крестителя Руси, ситуация в целом мало изменилась – огромные регионы, на которые временами претендовали греки, были населены и целиком контролировались славянами. К примеру, приход князя Владимира в Корсунь (Херсонес) был обусловлен тем, что город, в котором была большая славянская община, исконно обитавшая в тех местах, захватил восставший греческий генерал Варда Фока. Владимир освободил город. И, кстати, никаких подарков он Византийскому императору не делал – Херсонеса Владимир Византие не дарил, хотя сказание так утверждает. И правильно делает, что утверждает – в этом сказании слышится отголосок правды: князь Владимир действительно «владел» Херсонесом. Правда, он его никому не отдавал, и лишь в 1039 году, с приходом в Киев первого греческого митрополита, Херсонес наконец «отдали» Византии.

Но, кстати, и такое понятие как «владел» будет не точным – не в духе скифо-славянских традиций. Славянские князья видели себя как слуг своего христианского народа, такого многочисленного, такого распространенного по земле, окруженного разными племенами и народами, и иногда теснимого ими. Очень долгое время территориальный вопрос вообще не стоял среди скифов. Вся земля была перед ними. Они не отжимали, не захватывали ее – они селились и жили на земле. И они знали, что находятся под защитой скифских дружин, и другие племена, и народы, которые там жили или кочевали, тоже должны были это понимать. А если когда-то они это забывали, то им напоминали.

Фактически, каждый, называющий себя христианином, обретал статус «гражданина» этой буквально бескрайней Скифской «империи». И эти традиции перейдут позднее в традиции официально крещеного при Владимире княжества, и дотянутся до самого конца 19-го века.


Поделиться ссылкой:

0

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.