Выбор читателей Исследования Книга пророка Даниила

Конец Антиоха Епифана

солнечные часы на песке

И вознамерится войти со всеми силами царства своего, и праведные с ним, и совершит это; и дочь жен отдаст ему, на погибель ее, но этот замысел не состоится, и ему не будет пользы из того.

Дан.11:17

Здесь в толковании могут возникать сложности, потому что в простой повествовательный язык вводятся символические элементы.

Антиох IV покинул Египет. И опять у нас аллюзии на Дан 11:44, где после успешной войны против Царя Южного Царь Северный слышит слухи с севера и востока и возвращается «чтобы истреблять и губить многих». Да, Царь Северный отработал деньги евреев на Египте, Царе Южном. Но он пошел бы против Царя Южного и так. И вот теперь настало время евреям расплачиваться за свой неразумный союз с Царем Северным. В обоих случаях. В случае с Антиохом он по пути домой, на Север со своими войсками посещает Иерусалим. Антиох IV приказал своим солдатам убивать всех, с кем бы они не встретились (мужчин, женщин и детей). В течение трех дней его армия истребила от 40000 до 80000 человек. Еще столько же было взято в плен и продано в рабство. Он также повелел внести свои коррективы во все обряды служения Богу (Плач.1:10). Никаких жертвоприношений в Храме, субботы и праздники должны были быть осквернены, евреям запрещалось обрезывать своих сыновей. После смертельных страданий им было предложено лишь отречение от истинной религии, чтобы в конечном итоге забыть Бога и Его закон. Антиох IV назначил инспекторов чтобы те вели наблюдение за евреями, а по городам Иудеи приказал воскурять языческие жертвы.[1]

“Дочь жен” в этом стихе указывает на Иерусалим. Он был предан в руки Антиоха IV на растерзание. В книге Плач Иеремии 4:6 Иеремия взывает: “Наказание нечестия дщери народа моего превышает казнь за грехи Содома: тот низринут мгновенно, и руки человеческие не касались его.” Иеремия называет Иерусалим “дщерью народа моего” и предсказывает вторжение северного царя в результате отступничества народа Божьего.

Зверства Антиоха IV можно сравнить с тем, что сделали вавилоняне, когда вторглись в Иерусалим и разрушили Храм. Армия Антиоха тоже осквернила храм. 15-го числа, месяца Кислева, в декабре 168 г. до н.э., сирийцы поставили языческий алтарь вместо жертвенника всесожжения в Храме, и внесли в Храм статую Зевса Олимпия. Десять дней спустя, 25-го числа того же месяца Кислева, на алтаре в дар Зевсу была вознесена свинья.[2]

Как и Вавилоняне до него, Антиох вынес из Храма в качестве трофеев множество святых сосудов, включая золотой жертвенник, семисвечник, стол для хлебов предложения, чаши, сосудцы, золотые кадильницы, занавес, венцы и золотые украшения, которые украшали переднюю стену храма. После назначения Фригиана Филиппа на место губернатора Иерусалима, Антиох IV возвратился в Антиохию.

Совсем не удивительно, что многие толкователи всю деятельность богохульного и богоборческого малого рога сводят к деятельности Антиоха Епифана. Но это не верно. Антиох Епифан только лишь типологический предвестник того, чему еще предстояло прийти – последнего Царя Северного.

Антиох Епифан был типичным представителем человека-язычника. Несмотря на то что его нельзя назвать необразованным, а скорее наоборот, весьма просвещенным, монотеизм евреев, их твердость в соблюдении своих религиозных обрядов, иногда непокорность и бунт против всего чуждого рассматривалось им как дикость. События связанные с Антиохом Епифаном очень драматичны, и их не следует игнорировать или рассматривать всего лишь как страницу истории прошлого.

Стоит добавить, что в среде наиболее консервативных протестантов, адвентистов седьмого дня, существует интересное, и на мой взгляд правильное понимание вопроса соотнесения событий прошлого, настоящего и будущего, переданных в пророчествах. К примеру, основатели адвентизма с одной стороны верили, что эти события о которых мы говорим, произошли в прошлом, а с другой стороны один из их идейных руководителей того времени Елена Уайт пишет, что некоторым событиям записанным в этом отрывке еще только надлежит “вскоре исполниться”. Полагаю, что те мои друзья-христиане, которые выбросили Антиоха Епифана, и весь драматизм связанных с ним событий, вместе с этим потеряли многие ниточки, которые указывают на события последнего времени и на деятельность Антихриста. Елена Уайт таким людям напоминает, что хотя эти события исполнились в прошлом, настоящий “Антиох Епифан” как личность, гонитель и притеснитель — еще только грядет.[3]

Потом обратит лице свое к островам и овладеет многими; но некий вождь прекратит нанесенный им позор и даже свой позор обратит на него.

Дан.11:18

Амбициозность Антиоха привела его к войне с Египтом, и он завоевал весь Египет, включая средиземноморское побережье, за исключением разве что Александрии, где он позволил оставаться Птолемею как марионеточному правителю. Это было сделано во избежание вызывания излишней тревоги в Риме — растущей молодой сверхдержаве, которую даже Антиох не решался раздражать. Полибий (29.27.4, Livy 45.12.4 ff) описывает интересный эпизод. В 168г. до н.э., во время второго нападения на Египет, Антиох заодно направил флот и для захвата Кипра. Он дошел до Александрии, где его путь был прегражден послом из Рима по имени Гай Попилус Линс (Gaius Popillius Laenas), который доставил ему послание от Римского Сената. Антиоху было приказано вывести свои войска из Египта и Кипра или считать себя в состоянии войны с Римом. Антиох ответил, что ему необходимо время, чтобы обдумать, но Римский посланник начертил линию на песке вокруг царя Северного и сказал: “прежде чем вы перейдете этот круг, я хочу, чтобы вы дали мне ответ для Римского Сената.” Антиох капитулировал. Это означало перенос власти в политике древнего мира.[4] На сцену восходил новый, ужасный зверь – Римская Империя.[5] Антиох уходил с позором.

Затем он обратит лице свое на крепости своей земли; но споткнется, падет и не станет его.

Дан.11:19

В 164 г. до н.э. армия Антиоха IV потерпела поражение в Элимаисе в Персии, когда он пытался вынести из города золото и серебро. Вскоре после этого из Антиохии появился посланник с уведомлением о поражении его армий Иудой Маккавеем и евреями. Некоторые источники утверждают, что Антиох был настолько потрясен этими новостями, что заболел, слег и вскоре умер.


[1]          Леон Джеймс Вуд (Leon James Wood). Обзор истории Израиля. (Zondervan, 1986).

[2]          Пол Джонсон (Johnson, Paul). История евреев, New York: Harper, 1988.

[3] Letter 103, 1904 pp. 5, 6.

[4]          Мартин Гудман (Goodman, Martin (ed.)). Оксфордский справочник по еврейским исследованиям, New York: Oxford University Press, 2003.

[5]          Соломон Зейтлин (Zeitlin, Solomon), Восстание и падение Иудейского государства, Том. 2 и 3. Philadelphia, 1969, 1978.



Подпишитесь на новинки

Поделиться ссылкой:

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.