Исследования

ЕФРЕМ — КРЕПОСТЬ ГЛАВЫ МОЕЙ. №4

черный хлеб. Колосья

Характеристики Ефрема

Осия говорит о славной участи Ефрема в конце времен. Но все же Осия больше ругает Ефрема, чем хвалит – чтобы разбудить его от пьяного сна.

Мы уже говорили в предыдущем блоге, что первым и наиглавнешим упреком Бога в сторону Ефрема было его отступничество от Бога. Среди других попреков в сторону Ефрема Бог говорит о его неразумной внешней политике, о тех бессмысленных союзах и беспомощных союзников, которыми Ефрем себя окружил. Вследствии этого он назван «бессмысленным голубем». И все же, Ефрем могуч. Но могуществом его, из-за гордости своей и греха, будет пользоваться долгое время не он, а Иуда: «Ефрем — обученная телица, привычная к молотьбе, и Я Сам возложу ярмо на тучную шею его; на Ефреме будут верхом ездить, Иуда будет пахать, Иаков будет боронить» (Осия 10:11). На Ефреме верхом ездят, это точно, особенно Иуда.

Но все же это еще и указание на сельское хозяйство Ефрема. Однажды Иосиф превратил Египет в житницу всего мира. Так же и Ефрем должен был стать великой неторопливой крестьянской страной – житницей мира. Такой и была Россия на протяжении столетий. Такой ей и надлежит снова сделаться.

До революции главным бичом России было пьянство. Да и после красного террора и войн ничто, наверное, не унесло больше жизней русских людей, нежели пьянство. Пророк Исаия плачет о Ефреме: «Горе венку гордости пьяных Ефремлян, увядшему цветку красивого убранства его, который на вершине тучной долины сраженных вином!» (Ис.28: 1). Зараза, которую Петр Первый (прозванный, к сожалению, Великим) привез на Русь – разбередила, похоже, старую рану Ефремлян.

И все же Ефрем должен быть богатой нацией: Ефрем говорит: «однако я разбогател; накопил себе имущества, хотя во всех моих трудах не найдут ничего незаконного, что было бы грехом» (Осия 12:8). Но это лишь слова – великое богатство Российской Империи было построено на великой крови ее жителей, в первую очередь крестьян – или христьян, как они звались. «Сильно раздражил Ефрем Господа, и за то кровь его оставит на нем, и поношение его обратит Господь на него» (Осия 12:14). И так и произошло – и с Ассирийским пленением много веков назад, и с большевистским пленением столетней давности.

Бог не оставляет того, кого любит, без наказания. Ефрем согрешил – в нем открылось беззаконие: «Когда Я врачевал Израиля, открылась неправда Ефрема и злодейство Самарии: ибо они поступают лживо; и входит вор, и разбойник грабит по улицам» (Осия 7:1).

Да, еще раз, это произошло столетия, тысячелетия уже назад. Но сценарий повторился, в своем роде, совсем недавно, с Русской революцией 1917-го года. Вернее сказать – иудейской революцией — «Иуда будет пахать, Иаков будет боронить». И вот вошел вор — Ленин, и разбойники-большевики грабили по улицам. Буквально.

«Исчезнет в Самарии царь ее, как пена на поверхности воды» (Осия 10:7). Вначале царь исчез в древней Самарии – столице Ефрема. Но по той же схеме царства лишилась и Россия, раскинувшаяся от Самарканда до Самары и далее на Запад. Но в обоих случаях царство будет восстановлено.

Бог говорит о могуществе Ефрема и его гордости: «Когда Ефрем говорил, все трепетали. Он был высок в Израиле; но сделался виновным через Ваала и погиб» (Осия 13:1). Вавилону еще предстоит пройти через это падение. Ефрем же уже прошел. И не раз. И все равно будет восстановлен.

Ефрем чувствует свое призвание восточного ветра – ветра силы, каким Бог разверз воды моря при Исходе. Но в ту пору он ищет свою силу не в союзе с Богом, а в союзе с языческими нациями: «Ефрем пасет ветер и гоняется за восточным ветром, каждый день умножает ложь и разорение; заключают они союз с Ассуром, и в Египет отвозится елей» (Осия 12:1).

Осия безжалостно вскрывает грехи своего народа – грехи Ефрема. Конечно, у многих народов найдутся такие грехи: национальное отступничество от Бога, гордость, пьянство, буйство, гордость от силы и богатства, бестолковые союзники, раздраженные враги и братья, бунтарство против царя. Но далеко не у всех народов эти грехи найдутся в такой мере, как в России. И уж вряд ли найдется еще другая страна, в которой эти грехи предстают таким единым, уверенным и узнаваемым фронтом, как в России. Тут нечем гордиться. Эти вещи, включая свою набыченность, Россия к сожалению, разделяет с Ефремом – как никакая иная страна.

Но какое же будущее Ефрема согласно того же пророка Осии, который не скупится на жесточайшую критику Ефремлян? Книга Осии завершается следующими пророческими словами:

«Уврачую отпадение их, возлюблю их по благоволению; ибо гнев Мой отвратился от них. Я буду росою для Израиля; он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан. Расширятся ветви его, и будет красота его, как маслины, и благоухание от него, как от Ливана. Возвратятся сидевшие под тенью его, будут изобиловать хлебом и расцветут, как виноградная лоза, славны будут, как вино Ливанское. «Что мне еще за дело до идолов?» — скажет Ефрем. Я услышу его и призрю на него; Я буду как зеленеющий кипарис; от Меня будут тебе плоды. Кто мудр, чтобы разуметь это? кто разумен, чтобы познать это? Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них.»(Осия 14:5-10)

В следующих блогах я продолжу изучения судьбы библейского Ефрема.

Выводы

За свои грехи «Ефрем смешался с народами, Ефрем стал как неповороченный хлеб. Чужие пожирали силу его, и он не замечал; седина покрыла его, а он не знает» (Осия 7:8,9). Вот уж воистину трудно найти государство, народ, которому более, чем России, подходило бы это описание. Смешался Ефрем с народами, стал так стар – такой древний – что забыл даже, кто он. И всю жизнь его использовали другие, пожирали силу его. Но сил у него много, ему не жалко.

* * *

Поделиться ссылкой:

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.