Исследования

ЕФРЕМ — КРЕПОСТЬ ГЛАВЫ МОЕЙ. №2

город Ефремов

Немного о благословениях Ефрема

В Тульской области, недалеко от того места, где я родился и вырос, есть старинный русский городок названный Ефремов. Недалеко от него жили наши родственники, и мы с родителями не раз ездили к ним в гости. Я не хочу сказать, что это название это – свидетельство того, что Россия – это Ефрем. Нет. Просто для меня город Ефремов – это очень русский город, вплоть до его названия, имени, которое мне почему-то всегда звучало по-русски.

Но все-таки как-то не представляю себе русских городков, где органично вписались и прижились бы названия других колен Израилевых: Рувимово, Левиино, Иудино, Иссахарово, Завулоново, Гадово, Асирово, Манассино, Даново, Неффалимово… Симеоново я не встречал, но много Семеновок по России раскидано. Да и Симеоново наверняка есть где-то. А вот Ефремов – как-то не режет мне слух. Ну не важно, я не о названии хотел поговорить сегодня, а о благословениях Ефрема. А в следующем блоге, для баланса, напишу и о слабостях и грехах Ефрема – как представлено в Библии. Но прежде – о благословениях.

Ефрем означает «плодовитый», а если точнее происходит от глагола «плодиться» — того же самого, которое Бог использовал в отношении к Адаму и Еве, когда велел им плодиться и размножаться, и наследовать землю. Таким образом, уже само название указывает на благословение наследия землей.

В Бытие 48:8–22 Иосиф привел двоих своих сыновей, Ефрема и Манасию, для того, чтобы отец Иосифа, патриарх Иаков, благословил их. Но неожиданно для всех Иаков изменил положенный, заведенный порядок – что свидетельствует о значимости этого события:

«И увидел Израиль сыновей Иосифа и сказал: кто это? И сказал Иосиф отцу своему: это сыновья мои, которых Бог дал мне здесь. Иаков сказал: подведи их ко мне, и я благословлю их. Глаза же Израилевы притупились от старости; не мог он видеть ясно. Иосиф подвел их к нему, и он поцеловал их и обнял их. И сказал Израиль Иосифу: не надеялся я видеть твое лицо; но вот, Бог показал мне и детей твоих. И отвел их Иосиф от колен его и поклонился ему лицом своим до земли. И взял Иосиф обоих, Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец. И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли. И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову Ефрема; и прискорбно было ему это. И взял он руку отца своего, чтобы переложить ее с головы Ефрема на голову Манассии, и сказал Иосиф отцу своему: не так, отец мой, ибо это — первенец; положи на его голову правую руку твою. Но отец его не согласился и сказал: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет многочисленный народ. И благословил их в тот день, говоря: тобою будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии. И поставил Ефрема выше Манассии. И сказал Израиль Иосифу: вот, я умираю; и Бог будет с вами и возвратит вас в землю отцов ваших; я даю тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок, который я взял из рук Аморреев мечом моим и луком моим.»

Далее, уже в следующей главе Иосиф снова избран среди всех братьев для особого благословения: «благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими.» (Книга Бытие 49:26)

Ефрем и Манасия, как дети Иосифа, получают среди всех колен Израилевых статус первенца – и Ефрем в особенности был избран как сосуд, предназначенный однажды для наибольших благословений. Говоря о том времен, о времени конца, когда Господь смилуется, соберет и прославит рассеянного Израиля, пророк Иеремия пишет: «Они пошли со слезами, а Я поведу их с утешением; поведу их близ потоков вод дорогою ровною, на которой не споткнутся; ибо Я — отец Израилю, и Ефрем — первенец Мой.» (Иер. 31:9).

Что означали эти особые благословения и особые привилегии, которые получил Ефрем? Во-первых, это была заповедь быть лидером всех своих братьев. После Исхода из Египта и странствиях в пустыне Иисус Навин из колена Ефремова (Чис.13:9) был поставлен Богом и Моисеем как лидер Израиля. Таким образом, под лидерством ефремлянина Иисуса, что имя означает «спаситель», народ Израильский завоевывает Ханаан.

Когда же земля была завоевана, то Ефрем получает двойную порцию земли – долю перворожденного, первенца, безусловного главы (Нав. 17:17-18). И какое-то время Ефрем действительно был главой. Пока не был наказан Богом за свою гордость и величие – наказан, потерян, чтобы в конце быть найденным и вновь прославленным – на этот раз не самим собою, а Богом. Но о грехах и потерях Ефрема, и его национальных чертах характера, проявившихся уже в Обетованной земле – поговорим в следующем очерке.

Короткие выводы

Рассмотренные нами стихи показывают, что обетования, данные Аврааму, с особой силой исполняются в Иосифе и его сыновьях. Сделаем из всего этого пока хотя бы один, очевиднейший выбор: колено Ефремово могло потерять в народах свое имя, но потеряться в народах – оно не могло. Оно должно быть на виду – может, даже, как всегда, слишком на виду, как бельмо на глазу братьев. А еще, если верить библейским обетованиям, то это должна быть самая большая страна в мире – так как одним из благословений колена Ефремова было благословение двойной порцией земли.

И вот интересно получается – Россия, то есть место безусловного обитания «некогда» неизвестно куда девшихся Ефремлян, так и является до сих пор самой большой страной в мире. И, по большому счеты, с тем же этническим населением, которое сформировалось здесь много веков назад.

В этом блоге я поговорил немного, лишь немного, об обетованиях Ефрема. В следующем блоге надеюсь посмотреть на характерные для Ефрема национальные черты, запечатленные в Библии.

* * *

Поделиться ссылкой:

0

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.