0
Исследования Книга пророка Даниила

Даниил, цари с Востока и мы. №2

искушение Даниила в Вавилоне

Искушения Даниила

«И отвечал он: «иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени.»

(Даниил 12:9)

Жизнь и искушения Даниила представлены в книге не случайно. Мы обычно сразу же увлеченно начинаем говорить об искушении пищей, которое успешно преодолели Даниил и его друзья. Но книга построена так, что Даниил и его друзья (свидетели), олицетворяющие собой Израиль периода пленения, проходят через полный стандартный набор народных библейских искушений. Тех же, что и Иисус, как Истинный Израиль, встретил в пустыне. Те же искушения, на которые народ когда-то падал в пустыне Синайской. Пищей. Гордостью. Поклонением. Эта триада искушений указывает не столько на Даниила-героя, сколько на Даниила (и его друзей) как истинного Израиля. Пока другие израильтяне-бунтовщики, пригнанные в Вавилон в цепях и выкупающие свой путь на свободу годами каторжных работ, и занимаются прочей чепухой, о которой и говорить не хочется, и Библия и не говорит, Даниил и его друзья руководят государством, обращают к вере царей, получают пророчества. Т.е. занимаются тем, чем и должен заниматься народ Божий, когда он верен Богу. Быть головой, а не хвостом.

Да, Даниил и его друзья пройдут через три искушения. Во-первых, пищей, о котором говорится в первой главе. Во-вторых, славой. О чем читаем во второй главе. Когда Бог открыл Даниилу тайну сна царя, Даниил не побежал немедленно к царю, но начал с благодарности Богу. А придя к царю сразу заявил тому, что это не Даниил, а Бог открыл.

А третье искушение – искушение поклонением. Троим друзьям это искушение выпало в виде образа зверя (статуя). Даниилу же искушение было в поклонении другому помазаннику. Не Богу. Мы еще поговорим об этих искушениях – просто удивительные там вещи. Например, почему Даниила нет при искушении статуей. А его друзей – при искушении царем? Чрезвычайно важные вещи передаются через это тем, кто имеет уши, чтобы слышать.

Говоря о втором искушении Даниила, когда его жизнь была в опасности из-за указа царя убивать всех мудрецов, хотел бы только указать на то, что часто остается в тени, незамеченным. Другие вещи вы и так видите. Так вот, смотрите, как и Есфирь Даниил просит друзей поститься и молиться, а сам идет к царю. Есфирь входит во внутренний двор – что каралось смертью. Даниил, которому вынесен уже приговор, сам идет во дворец. Есфирь идет ходатайствовать за свой народ. Даниил – за мудрецов вавилонских.

Здесь надо оговориться и сказать, что хотя Даниил и Есфирь – два верные свидетеля, и хотя их истории подчеркнуто параллельны, даже в деталях, все же все события в Есфирь проходят под бело-сине-красными знаменами царей с востока. В то время как жизнь Даниила делится на две части: вавилонскую и мидо-персидскую. Но его глазах, при его участии как свидетеля и глашатая, происходит падение Вавилона и приход освободителей, царей с востока. Таким образом, сами события книги пророка Даниила типологически указывают на падение последнего Вавилона. И книга Откровения выражает, как известно, падение Вавилона и приход царей с востока именно на типологической основе исторического падения Вавилона во времена пророка Даниила. Вы задумывались над этим?

Так вот, первые два искушения Даниила (и это не случайно) приходятся на Вавилонский период. Третье искушение, искушение поклонением, в вавилонском периоде тоже есть. Но на нем нет Даниила. Есть только трое его друзей. Этим, я думаю, подчеркивается тот факт, что искушения эти (поклонения статуе и царю) хотя одного поля (поклонение чему-то или кому-то кроме Бога), но разные: а) по исторической хронологии; б) по объекту поклонения. Смотрите, поклонение истукану – то есть неодушевленному образу зверя – происходит в вавилонский период. Да, истукан есть ни что иное как образ зверя. Ведь тот истукан, который был показан Навухудоносору, говорил о разных государствах-зверях, что потом дублируется в 7-8 главах, непосредственно через образы зверей. Навухудоносор сделал статую одному зверю – один металл, золото – вавилонскому зверю.

Это – институционное поклонение, поклонение системе. Возможно еще, что и поклонение вещам системы, в особенности тем, что встали, как истукан, или робот, говоря современным языком, на место человека. Это – безличная сила, сила системы, сила машины, сила Вавилона.

Но вот последнее искушение, с которым столкнется Даниил – его уже системным не назовешь. Это – поклонение человеку. И приходит это искушение – важно это земетить – при царях с востока. Но об этом поговорим в следующем блоге.

* * *

Поделиться ссылкой:

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.