Исследования Книга пророка Даниила

Великий и ужасный – Антиох Епифан

Антиох Епифан

И придет царь северный, устроит вал и овладеет укрепленным городом, и не устоят мышцы юга, ни отборное войско его; недостанет силы противостоять.

Дан.11:15

Царь Северный – это символ разрушения в Библии. Даже царь Южный – Египет и дальнейшие его манифестации в лице мусульманства – не будут причинять народу Божьему и Иерусалиму такого вреда, как царь Северный. Поэтому присутствие Антиоха Епифана в этом пророчестве усиливает понимание того, что будет происходить далее с христианской церковью.

К 170 г. до н.э. Антиох IV, был пятым годом правления Антиоха Епифана над Северным Царством (Сирией, которой он правил с 175г. до н.э. до своей смерти в 164г. до н.э.), и за эти годы он успел подчинить своему влиянию всю территорию Малой Азии, отняв ее у Южного царя, нападал на Египет. Он дважды со своими войсками выдвигался против Египта, и оба похода были успешны. К 168 году до н.э. Сирия владела почти всей территорией Египта. Но самое значимое для народа Божия было то, что он взял Иерусалим и начал устраивать в нем свои порядки. Еще точнее будет сказать – евреи сами его туда пригласили, привели, этого царя северного. Но об этом – в следующем стихе.

И кто выйдет к нему, будет действовать по воле его, и никто не устоит перед ним; и на славной земле поставит стан свой, и она пострадает от руки его.

Дан.11:16

Это начало истории, которая не запечатлена на страницах Библии, в которой 66 книг, но она запечатлена на страницах так называемых второканонических Писаний, в частности, на страницах 4-х книг Маккавейских. Эти книги не все деноминации признают богодухновенными, но никто не отрицает их историчность. Это то, что показывает историческую сторону тех событий, как в Библии иногда говорится “а прочие деяния … такого-то царя … описаны … там-то …” (3Цар.11:41; 22:39; 2Пар.20:34 и т.д.).

Пророчество оживляет историю. Благодаря пророчеству история обретает своё подлинное бытие. 

Из истории мы знаем, что произошло в Иерусалиме при господстве Антиоха Епифана. Это было массовое истребление иудеев, их религиозной системы, осквернение храма, принесение в жертву нечистых животных (свиней и собак), убийства в храме первосвященника, его жены и сыновей, гонения на народ Божий массового порядка. Конечно же, такие события не могли не запечатлеться на страницах Писания.

В 4-й книге Маккавейской начинает обретать новое значение понятие “мученик”. До этого (как и сейчас) героем считается тот, кто воюет и побеждает. Например, Иуда Маккавей и его братья, которые сражались и вели партизанскую войну против Антиоха Епифана и его профессиональной армии, победительницы Египта, рассматриваются как герои. Но здесь, в мученичестве семьи первосвященника показывается, что величайшая победа это не та, которая одержана в бою, а победа, одержанная духом, которая дарована мученикам. Впервые было прославлено мученичество в истории Израильского народа. До сих пор прославлялись победы и сила, а теперь прославлена была победа другого качества.

Нет сомнения в том, что Антиох IV не является последним малым рогом. Однако, во время его правления произошли заметные события, которые затронули Иерусалим и вызвали восстание Маккавеев.[1] Было бы крайне маловероятно, что деятельность Антиоха IV останется не воспомянутой в библейском пророчестве, данном Даниилу относительно судьбы его народа.

Здесь перед нами раскрываются некоторые детали событий последнего времени, которая тоже, согласно Даниила, связана с деятельностью Царя Северного. И Дан 11:16 прочными нитями связан с самым последним стихом одиннадцатой главы, в которой Царь Северный также раскидывает свои царские шатры – очевидно там же, в Иерусалиме. Еврейская энциклопедия в статье об Антиохе IV говорит следующее: “Евреи сами предоставили Антиоху изначальную возможность вмешаться во внутренние дела своего государства. Борьба Tобии против первосвященника Онии III вошла в религиозно-политическую стадию. Консерваторы, стоявшие на стороне законного первосвященника, в поиске помощи пошли на переговоры с правителем Египта; они больше доверяли этому монарху, нежели Антиоху, которого иногда называли «Επιμαν» (сумасшедший).

Однако, Тобия хорошо понимал, что за помощь Антиоха следует заплатить золотом. Сторонники Тобии отстраняют от положения Онию (173г. до н.э.) и на его место ставят своего сторонника Яасона. Чтобы отблагодарить за свое назначение правителя, новый первосвященник устанавливает рядом с Храмом арену для публичных игр. Но правитель заботился гораздо больше о своей казне, нежели об Эллинизации Палестины, и некто Менелай настолько ловко воспользовался этой ошибкой первосвященника, что в 171 году до н.э. сам вместо Яасона становится на его место. Но когда в Иерусалим достигла ложная весть о том, что Антиох умер во время похода в Египет, Менелай не смог удержаться в городе и вместе со сторонниками Тобии сбежал в Египет. По возвращении домой Антиох посещает Иерусалим для того, чтобы восстановить Менелая, и тогда истинный характер эллинизма, к которому так стремился Антиох, был открыт глазам евреев.”

Интересно, что евреи сами пригласили к себе Царя Северного ошибочно полагая, что за их деньги – и немалые – он будет плясать под их дудку. Но этого не произошло – деньги он, конечно, взял, но именно он и устроил страшные гонения и разрушения среди народа Божия. Все это помогает нам лучше понять, что происходит, когда в конце времен Царь Северный (США) раскидывает свои шатры (посольство) в Иерусалиме. Он несет туда эллинизацию (западничество) на первых порах. Да и далее, очевидно, действует по известному библейскому сценарию «Царь Северный в Иерусалиме».

То, что евреи в конце времен сами приглашают Царя Северного (за которым в Библии еще закрепилось имя Вавилон) к себе говорит только о том, что не напрасно говорится об отступничестве последнего времени как о Вавилонской блуднице. Вавилон сам по себе не может в принципе быть блудницей – потому что он никогда не был Божьей женой. А вот Иерусалим, некогда жена, так и остается блудницей – не зная Царя своего Иисуса Христа. И это незнание своего истинного Царя приводит к роковой ошибке – к приглашению Северного, Вавилонского царя. Вот почему блудница названа вавилонской – она не уводится в Вавилон, хуже: она его к себе приглашает.


[1]          Авраам Шилит (Schalit, Abraham) (1997). «Иуда Маккавей». Encyclopaedia Judaica (CD-ROM Edition Version 1.0). Ed. Cecil Roth. Keter Publishing House. Питер Скофер (Schäfer, Peter) (2003). Еврейская история во время Греческо-Римского владычества. Routledge.



Подпишитесь на новинки

Поделиться ссылкой:

You Might Also Like

No Comments

    Leave a Reply

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.