Духовный миллионщик | Царство Царей Востока (цикл)
«Духовный миллионщик» — сайт пастора, писателя, доктора богословия Олега Александровича Жиганкова. Здесь мы смотрим не столько в прошлое, сколько в настоящее и будущее. Он посвящён формированию духовных миллионщиков, тех людей, которые поведут Россию и весь мир на путь последнего Великого духовного возрождения, о котором говорит Библия. Возрождение, которому суждено начаться в России.
духовный миллионщик, Григорий Ефимович Распутин, пророчества о России, сайт Олега Жиганкова, Соленое радио, христианское радио, исследование Библии, Библия для семьи, семейная Библия, монархия в России, убийство царской семья, история России, новейшая история России, израильский народ, что Библия говорит о России, монархия в Библии, Библейские пророки
16360
bp-nouveau,post-template-default,single,single-post,postid-16360,single-format-standard,qode-quick-links-1.0,ajax_fade,page_not_loaded,,qode-title-hidden,paspartu_enabled,side_area_uncovered_from_content,footer_responsive_adv,qode-theme-ver-11.2,qode-theme-bridge,wpb-js-composer js-comp-ver-5.0.1,vc_responsive,no-js
царство царей востока

Царство Царей Востока (цикл)

Я хотел бы продолжить наши рассуждения – в этой новой серии. И мне интересно было бы выслушать и мнение своих читателей. Пушкин, запечатлевший своим гением величественное плавание корабля под названием «Россия», оставил открытым вопрос: «Куда ж нам плыть?»

1. Куда нам плыть?

«Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.»

(1 Кор. 10:11)

Корабль в мореПушкин, запечатлевший своим гением величественное плавание корабля под названием «Россия», оставил открытым вопрос: «Куда ж нам плыть?» Где тот маяк? Тот компас? Та карта? Или мы просто носимся в бушующем океане-море? Зачем? Откуда? Куда? Не может человек оставаться равнодушным к этим вопросам. Я, как христианин, как богослов, как историк – обращаюсь с молитвою к Богу, чтобы Он показал нам из Священного Писания – куда ж нам плыть? И Он указал. Осталось только искать и находить, вот мы уже и искали с вами в «Царях с Востока», и находили. Находили больше, чем могли бы пожелать – честь и благословение быть страной царей «от восхода солнечного». И быть ею в те самые времена, когда на наших глазах сбываются библейские пророчества, кульминацией которых будет, как известно, падение Вавилона.

Обо всем этом и о многом другом мы уже говорили в книге «Цари с Востока». Но я хотел бы продолжить наши рассуждения – в этой новой серии. И мне интересно было бы выслушать и мнение своих читателей.

Но прежде всего мне хотелось бы, чтобы мы, россияне, обрели твёрдую веру в Бога и в Сына Его Иисуса Христа, и жили соответственно, по-Божески и по-человечески. Чтобы поскорее, на наших глазах и при нашем участии, Россия получила в первую очередь духовное превосходство, за которым приходит и всеми желаемое превосходство экономическое. Только такая победа будет настоящей. Победа духа. Это – условие, если хотите. И потому самая большая слабость России – и эта слабость насаждается – это духовная слабость и невежество. Это отсутствие христианских принципов и равнодушное отношение к Родине. Вот тут мы и будем воевать – за души людей, за будущее страны Царей с Востока.

Духовное возрождение в России возможно – и оно происходит уже. Но цепная реакция возрождения начнется тогда, когда пастыри народа – светские и духовные – увидят цель, к которой всем захочется идти, захочется все сделать, чтобы её достичь. И достижение её – не в военной экспансии, и не в экономическом чуде – дело в личном обращении человека к Богу, и в его любви к ближнему и к Родине. Вот во что надо сейчас вкладывать, – всё что есть! Тогда Россия и сделается той, кем она призвана явить себя – страной Царей с Востока.

Мы говорили в «Царях с Востока» и о том, что Цари с Востока идут не воевать с Западным Вавилоном, но на смену ему. Перед ними пересыхает река Евфрат, как мы читаем в Библии, а это означает, что народы мира, поддерживающие прежде богоборческий Вавилон, текут теперь в другом направлении и русле. Так было, когда в 538-ом году до Р.Х. великий царь с Востока Кир – создатель империи, до сих пор непревзойденной размером – освободил Вавилон от его падшей и развращенной верхушки. Он отвел реку Евфрат от стен города и ночью без боя прошел в город. Город принял его как освободителя. Правящая верхушка Вавилона уничтожила сама себя. Можно сказать, что Великий город был взят без единого выстрела. Без большого кровопролития.

Но большая победа у Царей с Востока – нас с вами – ещё впереди. Как когда-то царь с востока, Кир, сделался предвестником Господа нашего Иисуса Христа, так и цари с востока сегодня – вместе со своим народом – тоже предстоят, как предшественники Иисуса Христа – настоящего и последнего Царя от восхода солнечного. Вот над этим и надо трудиться, в это и надо вкладывать.

Пункт назначения, таким образом, пророчески предсказан и указан самим Богом – Царство Царей с Востока.

Но какова она – Россия Царей с Востока? И что делать нам, матросам этого корабля «Россия», который направляется к своему назначению?

Говоря о той роли, которую Цари с Востока играют в истории, согласно Писания, мы могли с уверенностью опираться на Слово Божие. В разборе того, каким быть России будущего нашим главным источником и советчиком также остается Слово Божие.

Но разве Священное Писание заглядывает так сказать в «быт», в ежедневную жизнь страны Царей с Востока? Да, притом значительной степени. Дело в том, что приход Царей с Востока на смену падшему Вавилону является типологическим исполнением ряда библейских пророчеств, имеющих своей целью пролить дополнительные детали на то, что происходит дальше. Вот об этом мы и будем говорить и рассуждать здесь.

* * *

2. Слона не заметили

Аман и ЕсфирьКто-то из критиков моих «Царей с Востока» заметил, не без сарказма, что одной строчке из Библии я посвятил двести страниц. Принимаю, как комплимент. На самом деле, есть множество диссертаций и серьезных исследований на сотни и тысячи страниц посвященные чуть ли не каждому стиху Библии. Мой стих – это Откровение 16:12.

Но в строгом смысле такое утверждение критика не совсем верно – я имел дело не с одним текстом, а со многими – с десятками библейских текстов так или иначе связанными с концепцией царей с востока в Священном Писании.

Теперь же, в этом очерке, я напишу всего несколько страниц – но о целой книге. За это меня тоже можно справедливо критиковать. Но надо где-то начинать, верно? Вот, люди говорят, что мало в Библии говорится о царях с востока. Мало? Но ведь именно в связи с этими царями, как ранее в связи с помазанным «слугой Божиим Навуходоносором», в Библии разворачиваются события, имеющие важное пророческое значение. Серьезно изучающие Библию могут знать о том, что центральные пророчества Библии, равно как и главные в ВЗ апокалиптические картины представлены в ходе интеракции, взаимодействия между пророком, человеком Божиим Даниилом, и некогда языческим царем Навуходоносором, в руки которого Бог отдал всех людей и даже полевых зверей, как говорит Бог Иеремии. Это люди еще знают отчасти, помнят. Помнят про истукана. Помнят про зверей. Но не помнят, что в другой книге Ветхого Завета, в самой последней книге Ветхого Завета развиваются события между Божиим человеком Мардохеем и царем самой обширной за историю человечества империи Мидо-Персов Артаксерксом. Динамика этих отношений, события, изложенные в книги, их значимость с новозаветной перспективы – все это дает нам еще один взгляд, дополняет пунктир пророчеств, заполняя те последние не совсем ясные места, которые имеются в традиционном толковании пророчеств – а именно, события пост-вавилонские, события, приведшие к формированию последнего ветхозаветного праздничного установления – Пурим.

Итак, в Библии дано много информации о том, что представляло из себя царство царей с востока древности – Мидо-Персов. И о том, как жилось народу Божиему ПОСЛЕ падения Вавилона. Вот об этом и начнем рассуждать. Ведь этот период истории древнего Израиля дает типологическую проекцию на самые отдаленные, последние времена человеческой истории – накануне Второго Пришествия Иисуса Христа.

Итак, как было уже отмечено, в 538-ом году до Р.Х. великий царь и помазанник Божий с Востока Кир – создатель империи, до сих пор непревзойденной размером – освободил Вавилон от его падшей и развращенной верхушки. В Священном Писании есть одна весьма необычная книга – единственная книга Библии, в которой Бог не упоминается, не упоминается по имени. Но тем не менее рука Его видна во всем. И еще, наряду с книгой пророка Даниила, эта книга дает нам возможность заглянуть в тот период истории израильского народа, который наступил с приходом Кира и с установлением их Империи. Это книга Эсфирь.

Власть Мидо-Персов, власть Кира – как мы видим из Библии и знаем из истории – отличалась веротерпимостью. Евреи пользовались значительными правами и самоуправлением. Более того – они процветали. Персидский царь Кир позволил евреям вернуться в Иудею и восстановить Храм. Для этого выделялись значительные средства из царской казны, а также возвращались храмовые ценности, которые когда-то были увезены вавилонянами.

Падение Вавилона по праву имеет типологически значимый эсхатологических характер – накануне Второго Пришествия Иисуса Христа должно произойти падение богоборческой цивилизации, именуемой в Библии Вавилоном. Типологическое сходство дополняется еще и тем, что царь Кир, помазанник Божий, освобождает народ Божий от ига Вавилона, отпускает их домой, в Иерусалим, помогает восстановить город и Храм. На эсхатологическом языке это означает обретение «пленниками» (теми, кто был мертв – но воскрешен при Втором Пришествии) своей Небесной Родины, своего Иерусалима. Более того, они получают доступ в Храм Божий – то есть к престолу Всевышнего. Это все безусловно, и давно уже замечено и подсвечено со всех сторон многими христианскими богословами и писателями. И это все верно. Чрезвычайно верно. Но…

Но есть и еще нечто, что богословы забывают обычно учитывать, а если и пытаются это делать – то вне того исторического и типологического контекста, в которые это «нечто» помещено. Дело все в том, что последние события Библии, в том числе и последние острые конфликты, и окончательная победа народа Божьего происходят… не во время царствования Вавилона, а во время Царства царей востока. В Библии это не просто ясно, но и подчеркнуто – целая книга посвящена жизни народа Божия после падения Вавилона, под сильными и справедливыми царями с востока. Речь идет о событиях, представленных в библейской книге Эсфирь. Краткость книги и узкий временной фокус книги Эсфирь позволяют предполагать, что типологическая проекция этих событий на пророчества о последних днях должна быть также короткой. Что значит, что между падением Вавилона и Вторым Пришествием Иисуса Христа – краткое время. Но оно есть.

Интересным образом, хронология книги Эсфирь простирается дальше библейской хроники, повествующей о возвращении в Иерусалим. Это имеет важное типологическое значение, которое нельзя игнорировать. Но вопросы времени и хронологии требуют отдельной дискуссии. Вначале займемся событийной типологией.

В книге Эсфирь речь идет о тех из народа Божьего, которые по тем или иным причинам не вернулись в Иудею и Иерусалим, но остались проживать на просторах прежде Вавилонской, теперь же Мидо-Персидской Империи. В чем для нас значимость? А в том, что книга Эсфирь переводит фокус повествования с Вавилона на Восточные Царства, которые приходят Вавилону на смену.

Посмотрим немного на исторический контекст. Хотя Кир и разрешил евреям вернуться на свою родину, лишь 42 тысячи из них откликнулись на его призыв, остальные предпочли остаться в Персии. Начались работы по восстановлению Храма, несмотря на набеги враждебных племён, живших вблизи Иерусалима. В Вавилоне возродилось изучение Закона Божьего.

К последним месяцам своего царствования Кир перевёл свою столицу в Сузы (ивр. ‏שושן‏‎ — Шушан) в земле Элам. Там и разворачиваются события книги Эсфирь – события (спасение от истребления), которые послужили установлению у евреев праздника Пурим. Это новый и последний библейский праздник, который, в силу своего происхождения и хронологического расположения, является праздником, типологически указывающим на события окончательного избавления народа Божьего в конце времен.

* * *

3. Между падением Вавилона и Вторым Пришествием

Падение ВавилонаДо сих пор в фокусе библейских пророчеств находился Вавилон и его падение. Привычным считается (непонятно по каким причинам) тот взгляд, что Сам Господь Иисус сокрушает Вавилон Своим Пришествием. Но книга Откровения ясно учит, что это не так. Точнее, да, конечно же, Бог стоит за этим падением. Но осуществляет Он его не Своими руками, и не руками царей с востока (заметьте – это принципиально!). В Откр 17: 16-17 мы читаем, кто разрушит Вавилон, и какова роль Бога в этом разрушении: «И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне; потому что Бог положил им на сердце—исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии.»

Вот кто «валит» Вавилон – десять рогов, то есть те народы (река Евфрат), народы, находящиеся в центре западной Европейской цивилизации, в центре пророчеств в связи с возвышением и падением Вавилона, именно они и осуществляют падение Вавилона. Это те самые народы, которых блудница обманывала во всех обрастях, чтобы контролировать их. Она обманывала их о Боге, обманывала о творении, обманывала о науке, о взглядах на мир, в философии, в культуре, в экономике – во всем обманула. «Ибо купцы ее (Вавилона) были вельможи земли и волшебством твоим введены в заблуждение все народы» Отк 18: 23. Конечно же, имеются ввиду все народы, которые находились в центре библейских пророчеств до сего времени – народы, на которых сидит блудница, 10 рогов – Европа. По-моему, это должно быть очень ясно. И они, народы Европы, не хотят простить блуднице. И нам остается только молиться, чтобы оно было таким же тихим и безкровным, как падение Вавилона во времена взятия его царем с Востоком Киром. Но рога хотят разорять и сжигать.

Интересно в связи с этим, что историческое падение Вавилона во времена Кира могло бы обернуться страшной кровавой драмой – народы, плененные Вавилоном, желали разорвать своих поработителей и их страну на кусочки. Именно приход царя с Востока Кира смягчил падение Вавилона, уберег многих невинных людей от верной смерти. Кто знает, не смягчится ли Господь и в этот раз? Не позволит ли Вавилону – его падшему руководству, измучившему и Вавилон, и весь мир – выпасть, как сгнившему зубу?

Итак, мы видим, что не Второе Пришествие Иисуса Христа служит причиной падения Вавилона, но месть обманутых Вавилоном народов. Иисус приходит после того, как Вавилон оплакан и похоронен многими народами, которые с ужасом созерцали его трагедию – а может быть, и принимали в ней участие. Глава 18 книги Откровения, помещенная в самом конце этой книги, когда события особенно динамичны и драматичны, целиком посвящена плачу народов над Вавилоном.

* * *

4. О браке Агнца

Иисус и Его ЦерковьПлач народов о Вавилоне – это еще и плач о себе, о прерванных экономических связях, дававших сверхдоходы, о ставшей привычной вавилонской музыке, культуре (ст. 22). Библия, как обычно, не уточняет – сколько проходит времени после падения Вавилона прежде чем Иисус выедет на белом коне избавлять Свой народ (Откр 19: 11). Но подсказки мы находим в самом тексте 19-ой главы.

Во-первых, мы видим, что Небо приняло с ликованием падение Вавилона (ст. 1-3). Это еще раз говорит о том, что событие это уже совершилось. Далее, мы слышим хвалу, которую Небеса воздают Богу (ст. 4-6). А еще далее мы спускаемся с Небес на землю, потому что Библия говорит теперь о Жене Агнца – Церкви Божией на земле (ст. 7-8). Она облекается в «виссон чистый и светлый». И только после этого приходит Господь чтобы «поражать народы, Он пасет их жезлом железным» (ст. 15).

Обратите внимание на стих 19:7 где говорится о браке Агнца. Что это значит? Ведь Иисус еще не пришел? Ведь народ Его еще угнетаем? Что это значит?

Мы прекрасно поймем значение этого брака, который состоялся до Второго Пришествия, состоялся накануне оного, если мы опять-таки посмотрим на соответствующую пост-Вавилонскому периоду истории народа Божия историю Эсфирь. Хотя избавление народа Божьего придет после её брака с царем Артаксерксом, именно этот брак запечатлел народ Божий как находящийся на особом положении. Теперь им не страшны никакие нападки. Но это не значит, что их не будет. Аман и его сыновья (представляющие сатану и его приспешников) решили в это время уничтожить народ Божий. Но им невдомек, что народ Божий «замужем» за великим царем, который не даст его в обиду. Но мы вернемся еще в наших рассуждениях к замужеству Эсфири.

Впрочем, уже и так видно, что если мы игнорируем историю Эсфири и ту реальность, которую она представляет, то брак Агнца в Откр 19: 7-9 просто зависает в воздухе. Ему нет места ни на небе, ни на земле. Книга Эсфири уверенно помещает его на землю.

Что это значит для последнего времени? Мы будем еще говорить об этом, но уже на этом этапе можно сказать: народ Божий, обретший благодать у Бога, переживший падение Вавилона, не принявший начертание зверя (а потому – облеченный в виссон чистый и светлый, то есть в свадебные одежды) – находит благорасположение и в глазах земных царей с востока – во свидетельство им, и во славу Божию.

Заметьте, что последнее гонение на народ Божий совершается не царями с востока, не правомочными правителями, а самозванцем Аманом и его семьей. О них будет отдельный разговор.

Кто-то тут скажет: значит, народ Божий «прогнется» под государство, под царей с востока? Если отношения любящих людей можно так охарактеризовать, то, да. Церковь будет любить царей с востока, и цари с востока будут любить церковь. Но ни цари с востока, ни церковь – не повторят уже тех тяжких ошибок, которые были допущены в средневековье – когда государство и церковь занимались преследованием инакомыслящих. Царство царей с востока, каким оно отображается в книге Эсфирь, отличается огромной религиозной терпимостью. Об этом мы будем еще говорить. Отмечу только, что образ жены (которых у Артаксеркса было немало) есть образ церквей, религиозных организаций. Эсфирь же – более, чем одна из жен. Она – царица. Она такая одна. Но она, грубо говоря, не разогнала гарем своего мужа, не преследовала своих «соперниц». Она просто любила царя. Любила царя. Имеющий уши чтоб слышать, да слышит.

* * *

5. Суд над народами

страшный судЗаметьте – это важно – что если суд над Вавилоном Бог совершает руками народов, то народы приходит судить и наказывать Сам Господь Иисус. За что? За то, что они гнали Его народ, и за то, что они собрали войско, чтобы «сразиться с Сидящим на коне и воинством Его» (19:19). То есть, Он просто принимает бой, который Ему навязывают зверь, дракон и лжепророк.

Очевидно, что эта нечистая «троица» (зверь, дракон и лжепророк), представляющая падший протестантизм, иудаизм и ислам, а также народы-носители радикальных воинствующих идеологий, продолжает свое существование и после падения Вавилона. Из Дан 11: 40-45 следует, например, что царь южный (воинственный, радикальный Ислам) был ослаблен, но так и не был до конца разбит, всвязи со слухами с востока. Да и народы (рога), растерзавшие блудницу – они-то никуда не делись. Иудаизм, оккупированный было царем северным (Вавилоном) во время его войны с царем южным (радикальным Исламом) после падения Вавилона, освобождается и усиливает свои амбиции. И нечистая троица получает возможность собрать царей земных и их воинства (Откр 19: 19), чтобы те объединились в сражении против Агнца.

Заметьте, что нечистая троица дурит и собирает царей земных, а не царей с востока (в Откр 16: 12-14 цари с востока противостоят царям земным, радикальным образом от них отличаются). Здесь, конечно, идет речь о двояком сражении: как против народа Божиего, так и против самого Иисуса Христа. И все это – гораздо буквальнее, чем многие это себе представляют.

Хотел еще оговориться и сказать, что, очевидно, дракон, зверь и лжепророк – это по большому счету сам сатана со своими ближайшими приспешниками. С падением Вавилона, к примеру, зверь продолжает существовать. Ведь именно его рога забодали блудницу. Но теперь сатана формирует зверю новое воплощение, новую форму земной власти и существования – десять рогов, или десять пальцев истукана истории. Вы когда-то задумывались о том, почему у Даниила во второй главе камень ударяет в пальцы? В разрозненные пальцы? Сам Даниил объясняет это: «Во дни тех царств Бог небесный воздвигнет Царство, которое вовеки не разрушится» (Дан 2: 44).

Это означает, конечно, что приход Камня, то есть Иисуса Христа, во-первых, происходит не во дни Вавилона, а во дни царей земных (десять пальцев истукана или десять рогов), и во-вторых, в них и ударяет камень, их и ставит своей целью – чтобы уничтожить сопротивление зверя и лжепророка.

Начнем разбирать по порядку здесь, а потом, по мере разбора пророчеств и событий книги Эсфирь мы увидим происходящее еще ярче. Начнем с войны горизонтальной – войны с народом Божьим. Точнее, речь идет о приготовлении к этой войне. Потому что войну начинают и победоносно заканчивают не черные, а белые — белые всадники, во главе с Иисусом.

Итак, давайте разберемся: каким образом, после падения Вавилона, зверь, дракон и лжепророк пытаются одержать реванш? Заметьте, что здесь пытаются слаженно выступить силы падшего христианства, иудаизма и ислама. Они не погибли с падением Вавилона. Более того, они наконец смогли выступить единым фронтом. И выйти на войну. На войну с кем? Мы начали с народа Божия. Теперь, подумайте вот о чем: зачем им эти многочисленные армии, оснащенные по последнему слову техники, и в первую очередь – оружием массового поражения? Против кого они собрались воевать? Против Остатка народа Божьего? Но каким же должен быть этот Остаток, если против него собираются армии царей земных?

Тут я хочу оговориться и сказать: я верю, что Остаток народа Божьего есть и будет до самого конца во всех странах, во всех племенах и у всех народов, в разных церквах «от семени жены» (Откр 12:17). Но не против него будет собрана вся эта рать. Для рассеянного Остатка достаточно и местной полиции. Войска стран царей земных собрались воевать, по настоянию нечистой троицы из дракона, зверя и лжепророка, против царей с востока, которые ранее стояли против павшего теперь Вавилона и в защиту детей Божиих.

Но опять царям с востока не следует особенно переживать – опять им не придется воевать. Потому что на этот раз сражением займется Сам Господь.

Когда мы будем ближе всматриваться в события книги Эсфирь, то мы увидим, каким чудесным образом именно эта книга предвосхищает события последнего времени.

* * *

6. Кратко о типологии

Книга и свечаВ моих рассуждениях я часто прибегаю к слову «типология». И меня спрашивают: а что это такое? Отвлекусь сегодня от Эсфири. Вот, вкратце, что такое типология.

Это когда есть модель чего-то, скажем – дома, и есть настоящий дом, который этой моделью представлен. Итак, модель – это тип. Дом – это антитип. А если хотите посерьезнее узнать, то идем дальше. Новозаветные авторы широко использовали в своих трудах типологию. Если мы попытаемся взглянуть на Библию их глазами, то мы видим, как в Новом Завете многие ветхозаветные образы (типы) наполняются новой, более полной и совершенной новозаветной реальностью (антитипы). Немало исследователей посвятило свои труды тому, чтобы представить новозаветную Церковь (или Новый Израиль) как воплощенный антитип Израиля ветхозаветного, плотского.

Однако, зададимся вопросом: насколько полно реализовалась ветхозаветная экклезиология (учение о церкви) в рамках первохристианской Церкви, т. е. той церкви, картину которой представляет нам Новй Завет? Ясно, что Сам Иисус Христос Своею жизнью начал на типологически превосходнейшем уровне повторять (притом в хронологическом порядке и до определенного момента) историю Израиля. В дальнейшем апостольская церковь переняла эту эстафету, сделавшись Новым Израилем. Насколько полно были воплощены в новой истории, в истории, ограниченной рамками Нового Завета, типы ветхозаветного Израиля?

В большинстве работ на тему церковной истории (будь то работы, написанные на заре христианства, в Средние века или в сравнительно недавно) постоянно встречаются указания на типологическое сходство рассматриваемых событий церковной истории с образами, почерпнутыми из Библии, из Ветхого Завета. Дело обстоит именно так, даже если сами авторы практически никогда не используют терминологию тип – антитип, которая не так давно и появилась.

Интерпретаторы истории скорее интуитивно, нежели основываясь на систематических выкладках, проводили типологическую связь между событиями библейскими и событиями, имевшими место в церковной истории. Подобного же рода логику мы можем нередко проследить и в проповеди, так как проповедникам очень нравится находить различные уподобления тем или иным библейским событиям (зачастую весьма художественные, но не совсем удачные с точки зрения уместности). Мы часто сталкиваемся с такого рода типологией. Далеко не всегда между затронутыми автором типом; и антитипом существует бесспорная связь. В то же самое время очевидно, что в большинстве случаев прослеживается желание автора подчеркнуть нечто большее, чем простое сходство между событием или образом библейским и, тем, на что этот образ самим интерпретатором проецируется. Мы сталкиваемся с робкой и зачастую неосознанной попыткой проследить типологическую связь. Но дальше аллегории, тем не менее, дело заходит редко.

В наших рассуждениях о царях с востока и их царстве мы широко используем типологию. В нашем случае это сделать чрезвычайно легко: ведь именно на последним времена, называемыми еще эсхатологескими, и приходятся главные типологические соответствия. Гораздо проще заблудиться где-то в середине исторического лабиринта. Но такие вещи как, например, скорбь Иакова и избавление Божиего народа от умыслов Амана, являются однозначно эсхатологическими, поэтому нам следует ожидать типологически превосходной картины (антитип) в пророчествах Откровения и в исполнении пророчеств в эсхатологические времена.

Мою статью о типологии истории на русском языке, уникальную в своем роде, вы найдёте тут. Очень рекомендую тем, кто серьезно занимается богословием или историей.

В связи с тем, что исследователи Библии не принимали до сих пор со всей серьезностью пророчества книги Откровения о царях с востока, мало кому открывается эсхатологическая значимость книги Эсфирь. В самом деле, если все заканчивается с падением Вавилона и избавлением Израиля от Вавилонского плена, то где тут место для типологии Эсфири? Она выпадает за пределы установленного западной традицией интерпретации пророчеств периода. Таким образом книга, которая продолжает и заканчивает типологические параллели древнего Израиля с Христианской Церковью, книга, освещающие последние страницы ветхозаветной истории, и таким образом и типологически проливающая свет на последние страницы история человечества во грехе, эта книга остается невостребованной. Давайте мы вместе попытаемся это исправить.

* * * 

7. Царь, Церковь и Маг

Царь ДарийЯ помню, как ещё будучи семинаристом первого курса я заметил – сам, помнится, дошёл, – что история книги Эсфирь по сути представляет нам картину последних дней истории человечества. Наверное, я не один, кто пришел к таким выводам, потому что это настолько очевидно.

В одной из своих книг я подробно разбираю библейскую историческую типологию. В прошлом блоге я делился линком на сокращенную русскую версию моей статьи и книги «Matrix of History». История ветхозаветнего Израиля типологически проецирует историю христианской Церкви – до самых последних дней на земле. Я не буду говорить здесь подробно о библейской типологии – вы сможете почитать об этом в моей книге, но она пока только на английском. Здесь же скажу, что типология древнего Израиля и Церкви не заканчивается с падением Вавилона – исторического и эсхатологического. Она продолжается в истории тех, кто остался жить и свидетельствовать (очень успешно в своем роде) о Боге на бескрайних территориях некогда вавилонского, а теперь – Мидо-Персидского Царства.

Мы не можем бросить историческую типологическую нить там, где нам этого хочется. Наша обязанность – проследить эту типологическую цепочку до конца. Ведь именно библейская типология дает нам тот событийный и исторический скелет, на который только и могут наращиваться мышцы пророчеств и кожа обетований. Иначе пророчества разбегаются в разные стороны и собирающие их поступают произвольно, собирая из них потребные им пророческие конструкции.

Так что же нового может дать нам книга Эсфирь, если мы посмотрим на нее так, как должно смотреть христианам на Ветхий Завет – исторически и типологически? Давайте вкратце разберем этот вопрос.

Прежде всего мы узнаем из этой книги о царе Артаксерксе, который по сути правил всем обитаемым миром. Мы знаем о той роскоши, которой окружен двор этого царя. Он щедр. Он резок. Он – царь. Царь с востока.

Здесь нужно оговориться и сказать, что царствование последних на земле царей с востока, посде которого приходит Царство Царя с Востока Иисуса Христа, это царствование проявляется не столько в вавилоно-подобной манере политического контроля и подчинения, сколько в духовном плане. Что это означает? Опять нам надо обратиться к типологии. К примеру, книга Деяний Апостольских событийно параллельна книге Иисуса Навина в ВЗ. На типологически превосходнейшем уровне, разумеется. Если у Иисуса Навина завоевание обетованной земли происходит огнем и мечом, то в книге Деяний – это завоевание Словом и Верой. Это совсем другие победы.

Цари с востока одержали духовную, а не военную победу над Вавилоном. Их идеология, их духовность оказались сильнее. И Вавилон пал. Если мы обратимся теперь к событиям, связанным в Библии с царями с востока, с Мидо-Персами в ВЗ, то мы увидим, что мирным в целом взятием Вавилона их миссия от Бога (о чем многократно повторяют Исаия и Иеремия) по строительству империи царей с востока не заканчивалась, а только начиналась. Накидаю здесь очень вкратце ситуацию в Мидо-Персидском царстве накануне и ко времени правления царя Артаксеркса, о котором идет речь в книге Эсфирь.

Осенью 522 г. до н. э. в результате борьбы за власть повелителем Персидского царства стал Дарий I, приходившийся дальним родственником помазаннику Киру Великому. В знак своих успехов Дарий I повелел высечь на отвесной скале в Бехистуне гигантскую надпись, сообщавшую о первых годах его царствования и об одержанных им победах, на трех главных языках государства: древнеперсидском, аккадском и эламском. Надпись гласила, что до прихода Дария к власти в государстве царили смута и хаос, люди убивали друг друга, а он «умиротворил всех, поставив на место как богатых, так и бедных». Возможно, тут обошлось не без некоего бахвальства, но в целом это верно, да и вполне совпадает с библейскими ожиданиями от царей с востока.

Надпись располагалась на высоте более 100 м над уровнем земли, высота ее вместе с рельефом составляла 7 м 80 см, а ширина – 22 м. Сам царь был изображен в полный рост – 172 см, а за его спиной стояли копьеносец и лучник. Дарий попирал левой ногой мага Гаумату, пытавшегося захватить царский престол, рядом стояли скованные цепью девять царей, выступивших против царя. Персидская империя охватывала теперь огромные территории в Азии и Африке.

Государство при Дарии I было разделено на сатрапии, границы которых почти совпадали с рубежами прежних самостоятельных государств. О своих делах сатрапы отчитывались перед царем и должны были следить за процветанием вверенных им провинций и за своевременной уплатой налогов в царскую сокровищницу. Время от времени сатрапии поднимали бунт. Так случилось и в те времена. Примечательным совпадением является количество взбунтовавшихся против него царей – девять царей во главе с магом (волшебником) Гауматой.

Опять-таки, нам надо помнить, что в новозаветние времена, в которые мы живем, такие понятия как «победа» и «поражение», как и другие, следует поднимать от грубого физического уровня на высокий духовный. В частности, из Откровения мы узнаем, что последним царям с востока не придется самим вести битвы против последнего «мага» и собранным им воинствам. На это есть Камень. На это есть воинство Христово. Но вот духовную победу за царей с востока последнего времени никто кроме них завоевать не может.

* * *

8. На пути к окончательной победе над Вавилоном и вавилонством

Воцарение ЕсфириВ самой первой главе книги Эфирь появляется на сцене – чтобы приготовить сцену для развивающихся событий, а потом навсегда исчезнуть из вида – царица Астинь. Надо помнить, что образ женщины, особенно образ царственной женщины, в Священном Писании символизирует Церковь. Это может быть позитивный и негативный образ. Это может быть церковь падшая, и это может быть Церковь Верная, или Церковь верных. Все готово для того, чтобы в представленных образах разыгрался литературный и жизненный сюжет последней страницы истории. Сама же история Астинь вынесена здесь так сказать за скобки основного повествования.

В книге Эсфирь дается еще одна перспектива падения Вавилона – перспектива, которую мы не замечаем из-за невероятной разницы культур и из-за наступающего феминизма. Я слышал и даже сам говорил проповеди, в которых осуждал царя Артаксеркса за его «пьяную выходку». Царица Астинь в моих глазах являлась чуть не мученицей, и во всяком случае уж точно несправедливо отринутая.

Но у советников царских было больше мудрости, как явствует из книги, чем у меня в то время. Они здраво рассудили, что следствием этого поступка царицы будет упадок в почитании женами своих мужей, а это приведет к дальнейшему упадку общества, к развалу Империи. Тут можно спорить, и либералы и левые богословы со мной вряд ли согласятся. Но вот как проверяется истина: это не Артаксеркс ее отринул, но Бог, Который поставил на место непокорной царицы верную Ему и скромную царицу Эсфирь. Через которую пришло избавление народу. То есть, я хочу сказать еще и то, что если бы вокруг царя крутились тогда либеральные богословы и феминистки, то… То страшно подумать.

Итак, книга Эсфирь дает новую перспективу падения Вавилона – ложной и гордой церкви. Она призрела своего Мужа — Бога. Она осудила его. Она постыдилась Его. Она ослушалась Его. И она больше не увидит лица Его. Вот оно, падение Вавилона с духовной перспективы. Его отвергли и лишили власти и статуса цари с востока. Потому что исполнилась мера преступлений ее пред Господом. Она остается отверженной.

Но свято место пусто не бывает – место царицы должно быть заполнено – хотим мы того, или нет. И тут Бог, Который не упоминается в книге, устраивает все так, что сердце царя повернулось к Эсфирь, к дочери Божией, а потому – истинной Церкви. Царь женится.

Эту свадьбу можно было бы рассматривать как брак Агнца с Невестой Церковью, и отчасти это можно делать, но обстоятельства этого брака указывают на время скорби Иакова, которое было еще впереди. Хотя Христос уже обвенчался со Своей Невестою, Он еще не забрал ее ни от земли, ни от тех последних испытаний, через которые ей надлежало пройти. Но я уже говорил об этом отчасти.

По сути книга Эсфирь – это типологическай параллель на последние дни великой скорби Иакова. Эта скорбь еще только должна перейти в радость, и переходит в конце книги, вместе с установлением последнего праздника Библии — праздника Пурим.

* * *

9. Жребий брошен

Праздник Пурим у евреевЕще немного контекста. Название праздника Пурим – того праздника, что устанавливает книга Эсфирь — происходит от слова «пур» (аккадское «пуру» — «жребий»), который бросал злой Аман, чтобы назначить месяц истребления народа Божиего (Эсф. 3:7). Согласно книге Эсфири, евреи Персии уничтожали своих врагов 12 и 13 адара, а 14 адара праздновали свою победу и избавление; в царской столице Сузы (Шушан) избиение врагов продолжалось ещё один день, а празднование победы состоялось там 15 адара (Эсф. 9:1-2, 13-14, 17-19). По свидетельству Библии, весь еврейский народ принял празднование этого дня не только для себя, но и для всех будущих поколений. По всей видимости, лишь событие первостепенной важности могло послужить основанием для такого праздника, не связанного ни с Храмом, ни с каким-либо религиозным явлением. В эпоху Хасмонеев праздник назывался Днём Мордехая (2Макк. 15:36).

Заметьте, что этот типологический и эсхатологический праздник – указывающий на последние гонения и на спасение – установлен во времена царей с востока – не царей вавилонских. Даже столица мира сдвинулась на ту пору на Восток, в Сузы. Но все же царство Мидо-Персов – и даже то, на что оно типологически указывает – это еще не Царство Божие. В нем еще есть место злобному Аману, олицетворяющего сатану. В нем судьба народа Божиего еще висит на волоске. Но оно, это царство персов, и в частности сам царь, личность которого может вначале показаться авторитарной и даже тираничной – все способствует победе Божьего народа над врагами и над сатаной, которого типологически представляет в книге Аман.

Такое важное событие как установление нового, восьмого и последнего религиозного праздника Священного Писания не может не иметь серьезной типологической параллели, проекции на последние времена и на время последней скорби Иакова. И первое, что мы узнаем из этой книги, это то, что события эти происходят, да и могут только происходить после падения Вавилона – при последних царях, последней империи библейского ветхозаветнего повествования. И хотя Даниил говорит о том, что на смену Мидо-Персии придет Греция, как и произошло, история Израиля в эти гречиские времена не отражена на страницах Священного Писания. Она отражена в так называемых второканонических книгах Библии, в частности Маккавейских книг.

Таким образом, последний вызов народу Божиему последнего времени будет брошен уже во времена правления царей с востока. Но сделано это будет не царями с востока. В отличие от Вавилона цари с востока не имеют злых намерений против народа Божиего. Изначальная реакция Артаксеркса на неожиданное предложение Амана явилась результатом его неведения, невежества, доведенного до абсурда. Но царь Артаксеркс не умышлял зла – он думал, что действует в интересах общества и государства.

Когда же, благодаря царице Эсфирь, которую царь приблизил к себе, он узнал правду, он сделал все, что было в его силах, чтобы спасти и укрепить народ Божий и вверенное ему Богом государство.

Как же мы переведем эту картину на типологически превосходнейший уровень последнего времени? Кто этот злобный Аман? Откуда он взялся? Позвольте вместе с вами порассуждать над этим вопросом в нашем следующем посте.

* * *

10. Человек греха, сын погибели

Аман у АртаксерксаВ предыдущей статье я обещал начать переводить картину ветхозаветних происшествий книги Эсфирь на типологически превосходнейший уровень последнего времени и ответить на вопросы: Кто этот злобный Аман? Откуда он взялся? Здесь в самую пору привести всю вторую главу 2-го послания апостола Павла к Фессалоникийцам:

«Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не] [придет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божьем сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду. Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа. Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим. Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом.»

Заметьте, что до сих пор типичное представление о пророчествах последнего времени либо игнорировало этот приход в мир антихриста, либо преуменьшало его значимость, делая неким аппендиксом к повествованию о Вавилоне, либо предлагались вообще очень странные идею по этому вопросу. Книга Эсфирь помогает нам стоять и в этом вопросе на обоих ногах – на ногах как Ветхого, так и Нового Завета. Иначе новозоветних образов недостаточно самих по себе для раскрытия картины. Ведь что делает Новый Завет? Он срывает покрывало с Ветхого Завета – чтобы мы могли увидеть в нем не то, что видели иудеи, но что-то гораздо большее – Христа и Его Церковь. Историю Его заботы о Своей Церкви, Жене.

Посмотрим теперь на Амана. Этимология и значение имени «Аман» дискутируются исследователями. Имя происходит, как многие считают, от слияния двух слов: «могущественный, блестящий» и «шум, восстание». Эксперт в Вавилонской культуре Янсен видит в этом имени указание на могущественное божество ближневосточной культуры. Другой исследователь, Симонис, считает, что Аман означает «одинокий, оставленный».

Возможно, все значения этого слова в каком-то смысле верны в применении к Аману последних дней. Он блестящ и могуч, как молния, ниспавшая с неба. Иисус сказал: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лук 10:18). Но однажды ниспав, сделавшись привязан к земле, сатана не сможет теперь снова прийти, спуститься с небес – как молния. Теперь только пришествие Иисуса по-настоящему произойдет как настоящий прихов в этот мир как молния: «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:27). Но все же сатана постарается придать своему «приходу» именно такой, сверхъестественный, со знамениями на небе характер. Христианская писательница Елена Уайт так пишет об этом в книге «Великая борьба» в главе 39 «Время скорби»:

«Вскоре мы увидим на небе ужасные сверхъестественные явления — знак власти демонов, творящих чудеса. Дьявольские духи выйдут к царям земли и ко всему миру, чтобы утвердить их в заблуждении и убедить соединиться с сатаной в его последней борьбе против небесного правления. Им удастся обмануть и вождей, и их подданных. Восстанут люди, которые будут выдавать себя за Христа, присваивая себе имя и поклонение, принадлежащие только Спасителю мира. Они будут совершать удивительные чудеса исцеления и утверждать, что получили откровения с неба, но эти откровения будут противоречить свидетельству Священного Писания. Заключительный акт великой драмы обольщения произойдет, когда сам сатана предстанет в облике Христа.» (стр. ориг. 625)

Сатана придаст своему приходу драматический характер – он во многие разы превзойдет современных идолов, поп-звезд, спускающихся на сцену из-под купола зрительного зала в блеске огней и под сияние лазерных проекторов. Он спустится из-под купола небес, выше которого он подняться, к его великому сожалению, он не может, как он ни пытался. Но все же он сойдет из-под купола, задав миру последнее великое цирковое представление. Большинство будет аплодировать стоя.

Я считаю, и вижу уже по всему, что куда идет и складывается, что сатана придет в виде великого инопланетного князя, который, якобы, когда-то уже был здесь, и насадил жизнь на земле, и теперь вернулся, чтобы дать людям мир и покой. Иисус Христос? Да, вот такой он, таким, точнее, сатана представится, и таким представит Иисуса Христа.

В то время как дарвинизм на наших глазах рухнул как карточный домик, только карты летят в разные стороны, у сатаны уже на подходе выход – у него есть другой, более интересный замысел. Дарвинизм был лишь временным явлением. Сатана хочет приписать себе происхождение жизни на земле. Он желает уже не просто силы, не просто власти – он желает теперь поклонения. Как желал его ненасытный на славу гордый Аман.

Кстати, в переводе с арабского языка слово аман (أمان) означает «безопасность», «пощада», «спокойствие», «мир». Именно с этими заявлениями и заявится в мир Аман. В 1Фес. 5 гл. мы читаем: “Ибо, когда будут говорить: ‘мир и безопасность’, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве, и не избегнут. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.

Безусловно, именно своими лживыми уверениями в новой лженауке, в новых технологиях, в мире и безопасности он и располагает к себе – в том числе до поры и до времени и царей с востока. В книге Есфирь интересным образом ничего не говорится – откуда собственно взялся Аман. Он как будто с неба свалился. Аман называется Агаги, поскольку он был потомком Агага, царя амаликитян, оставленного живым еврейским царем Саулом – за что и был отвержен Богом Саул. Аман таким образом в силу своего происхождения уже является врагом народа Божьего, замышляющего его погибель.

* * *

11. Победа

Крест распятиеМы находим в третьей главе книги Есфирь первое упоминание об Амане: “После сего возвеличил царь Артаксеркс Амана, сына Амадафа, Вугеянина, и вознес его, и поставил седалище его выше всех князей, которые у него; и все служащие при царе, которые [были] у царских ворот, кланялись и падали ниц пред Аманом, ибо так приказал царь. А Мардохей не кланялся и не падал ниц. И говорили служащие при царе, которые у царских ворот, Мардохею: зачем ты преступаешь повеление царское?”

Здесь мы видим, что царь с востока Артаксеркс, приблизивший к себе Есфирь и Мардохея, приближает к себе теперь еще и Амана. Это была – и будут еще – трагическая ошибка царей с востока. Впрочем, даже эта ошибка, или что бы это такое ни было, хотя и ставит мир на грань катастрофы, а народ Божий – на грань истребления, да и самое царство царей с востока оказывается под угрозой – а все же заканчивается все это славой Божией, просветлением рассудка царей с востока, и окончательной победой народа Божия.

Что же это все значит на языке пророчеств и на языке истории последнего времени? Начнем еще раз с Есфри. Цари с востока последних времен особенным образом приблизят к себе Эсфирь – то есть истинную, верную и покорную церковь. И хотя у Артаксеркса, надо признать, было много жен – что может типологически указывать на наличие веротерпимости и говорить о мирном сосуществовании (ни в коем случае не экуменизме) различных церквей, деноминаций, а возможно и религий. Царство Артаксеркса простиралось на громадные территории от Индии до Африки, и его гарем наверняка отображал географическую, культурную и религиозную мозаику.

Интересно, что в отличие от царя Соломона, которого приключения с многочисленными иностранными женами довели до язычества, что и осуждается в Библии, царь Артаксеркс не подвергается критике в Библии. Почему? Потому что Артаксеркс был языческим царем на пути к Богу и к Его Церкви, представленной Эсфирью. А Соломон был «христианским» царем на пути от Бога и от Его Церкви.

Все это говорит о том, что при царях с Востока будет царить веротерпимость – до того самого времени, когда ухищрениями злого Амане не выйдет указ против народа Божьего. Кто же этот злой Аман в современной картине? Во-первых, по большому счету Аман – это сатана. Тут на земле у него есть свои институты власти, и свои лидеры – Библия обозначает их как дракон, зверь и лжепророк.

Очень важно отметить и сказать, что сатана все-таки придет в этот мир самолично, в виде славного супер человека, нового Амана. Он тщательно планирует и оркеструет свое предстоящие пришествие. Иисус Христос пришел в мир маленьким беззащитным младенцем, и в конце концов голову Его увенчали терновым венцом. Сатана придет в полном возрасте, силе, славе и великолепии – в таких ровно количествах, чтобы прельстить по максимуму, чтобы поднять новое восстание против истинного Бога, и чтобы получать почести и поклонения, которых только Бог достоин.

Аман по сути замышляет свои планы против Бога, против Его народа, и против царей с востока. Он притворяется верным и лучшим слугой царя с востока. Но только того и желает, чтобы поднять восстание, как новый «маг Гаумату», что уже прежде поднимал восстание против законных царей с востока и пытался свергнуть их при помощи других девяти царей.

Но во всех случаях цари с востока разоблачают в конце концов – в самый критический момент – этого злого «мага» и отворачиваются от него, чтобы никогда его уже не видеть. Народ Божий оказывается, как бы запечатленным Божьей печатью, поэтому во времена царей с востока враги оказываются бессильны перед ним – даже несмотря на непосредственное участие «Амана». «Победа» Амана обернулась его поражением. Победа Божьего народа, его чудесное избавление – сделались свидетельством от Бога для царя и для всех жителей этой империи.

Книга Эсфирь – а вместе с нею и хронологическая канва об истории большей части израильтян в Ветхом Завете – заканчивается избавлением народа Божия, великим праздником, и прославлением Мардохея, который становится «вторым по царе Артаксерксе». Праздник Пурим – это последний праздник, не праздник избавления от Вавилона, но праздник обретения Новой Земли, Нового Града. И если за образом Эсфири в книге, как мы установили, кроется Божия Церковь, то за образом Мардохея стоит никто иной как Сам Господь Иисус.

Еще раз повторяю: события последнего времени находятся на типологически превосходнейшем уровне по отношению к событиям книги Есфирь. В отличие от времен Артаксеркса, народу Божьему, да и царям с востока, не надо будет проводить военных баталий против врагов царя и врагов народа Божьего. Это делает Сам Бог. Но все-таки картинка того времени дает удивительно четкое и ясное понимание о событиях последних дней истории – такой истории, которую мы знаем.

* * *

12. Письмо Христово

Письмо. КонвертЧто же события книги Эсфирь значит для последнего времени? Это достаточно просто узнать. Надо просто перевести с языка типологии. Вот мы это и делаем в этой серии.

Церковь послушала голоса своего Пастыря Иисуса Христа, и, с одной стороны своим смирением и любовью к Царю Небесному, а с другой стороны с любовью, и бесстрашием, и откровенностью с царем земным, царями с востока, она свидетельствует царю – а потом и всему народу – о том, кто есть кто, по обе стороны великой борьбы между добром и злом. И чего на самом деле хочет Аман. И кто он такой.

Заметьте, однако, как с одной стороны важна, а с другой стороны – ничтожна, роль земного царя с востока в этой ситуации. Он не послал войска. Не отменил старых законов. Не обратил насильно всех граждан своей многочисленной империи в иудаизм или какую-то другую религию. Вместо этого он предоставил Эсфири и Мардохею написать письмо.

Что же это значит? А значит это то, что Церковь всерьез прислушалась к письму Христову, к Слову Его. И сама сделалась письмом Христовым, как говорили апостолы. Когда иудеи (типологические провозвестники христиан последних времен) получили это письмо – эту Благую Весть – они исполнились силой, то есть исполнились Духом Святым.

До сих пор Церковь не смогла еще сделаться таким письмом Христовым. До сих пор Церковь еще не смогла преподать Слово так, чтобы принявшие его христиане, живущие в рассеянии, по всему лицу земли, могли действительно поверить этому Слову, «съесть» его, как говорится в Библии, растворить верою. Это возможно уже сейчас, и в какой-то степени это произойдет еще до падения Вавилона. Но окончательное принятие письма Христова происходит в мире царей с востока – им еще предстоит познать Есфирь.

Тогда же – как результат принятия, съедения Слова – происходит и исполнение другого важнейшего библейского пророчества, связанного с последними днями, пророчества Иоиля.

“И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь.” (Иоиль 2:28-32)

Когда происходит излитие Духа Святого, тогда народ Божий одерживает свою последнюю победу прежде чем «наступит день Господень, великий и страшный». Победа иудеев во времена Эсфири – это типологическая модель последнего излития Святого Духа и последней победы. Как же это происходит?

Во времена Эсфирь это была победа в битве, победа в драке. В царствование последних царей с востока мы говорим о типологически превосходнейшей картине: народ Божий не просто получает защиту от самого страшного преступления против человечества, которое когда-либо замышлялось, но и одерживает победу над своими врагами. Безусловно, это духовные победы – победы свидетельства перед миром, торжество веры. Враги не убиты победителями – они взяты в плен любви. Впрочем, уже и в те времена многие присоединились к иудеям, как мы узнаем из книги Эсфирь – кто из страха, а кто и из любви и уважения к их Богу.

С другой стороны, злобный Аман и сыновья его были преданы смерти. Вместе с ними погибли тогда и все умышляющие на народ Божий. И если во времена Эсфирь — это возмездие было осуществлено руками людей, то в последние времена Сам Господь вступится за Свой народ и спасет его, и погубит искавших погубить верных Богу христиан – как бы ни могущественен был Аман.

* * *

13. Разгром Амана

Победа Христа над сатанойМы говорили о том, что одно из значений имени Аман – это одинокий, оставленный. Христос назван в Библии последним Адамом, Духом Животворящим. Сатана же – это последний Аман, дух злобы, сын погибели. В 20-й главе Откровения мы читаем:

«И тогда я увидел Ангела, спускающегося с Небес. В руке у него был ключ от бездны и толстая цепь. Он схватил дракона, змея древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его, чтобы тот тысячу лет не мог освободиться. Ангел бросил его в бездну, запер и запечатал выход над ним, чтобы не мог он обманывать народы, пока не истечёт тысяча лет, после чего он должен быть освобождён на короткое время.»

В книге Левит в 16-ой главе читаем о том, что делает Аарон: “И возьмет двух козлов и поставит их пред лицем Господним у входа скинии собрания; и бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения; и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех, а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения.”

Во-первых, обратите внимание на то, что Аарон кидает жребий – Пурим. Это то время, когда определяется участь народа Божьего и участь Амана. Аман был повешен, как мы знаем, на той самой виселице, которую он построил для Мардохея. Но жребий (то есть Божья воля) была в том, что сам он на нее пошел. Точнее – его повели. Как уводили в пустыню козла Вельзевула, на который выпадал жребий. Как уведен будет в пустыню — скован на тысячу лет и брошен в бездну (пустыню) – и сатана, отвергнутый царями с востока и поверженный Царями с Востока – Христом и Его воинством.

В этой связи хотелось бы еще кое-что заметить. До сих пор мы говорили о замысле Амана (сатаны) против народа Божьего – говорили о горизонтальном уровне. Надо сказать несколько слов и о замыслах Амана (сатаны) против Иисуса Христа.

В Откр.19:19 эти планы представлены: И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его.

Что это значит? А значит это то, что сатана, свалившийся на людей из-под купола земли, эмитируя Второе Пришествие Иисуса Христа, прекрасно знает, Кто придет с настоящих Небес настоящим образом. Он знает, что Иисус Христос грядет со Своими воинствами небесными. И он готовит Ему встречу.

Я не знаю, на что надеется сатана. Зло иррационально. Причинить боль, разрушить, постараться испортить – вот его глупая, но неудержимая движущая сила. Встретить Христа ракетным огнем. Встретить Его воинства ядерным ударом. Убедить мир, что Грядущий – есть Разрушитель, по сути – сатана. Сатана, таким образом, выдает себя за Христа, а Христа – за сатану. Вот уж замысел так замысел! Погибать так с музыкой! Под залпы ракет, под взрывы ядерных бомб. Чтобы еще раз показать Христу – что на земле Его не ждут, а если ждут – то опять только с тем, чтобы уничтожить. Что Его не любят. Что Он тут не нужен. Что уже есть тут князь мира сего.

Но что Христу до этих замыслов? Что Ему до этих бомб и ракет? Ему навязали бой. Он Его принимает. Он опять принимает удар на Себя. Он отводит удар – Собою – от народа Божьего и от царей с востока. Как сделали это когда-то Есфирь и Мардохей, помазанники Его, а потому и предтечи, указывающие на Него. И Он, на белом коне, Царь царей и Господь господствующих, видимым, реальным образом, стремительно, как камень у Даниила, наносит удар по собранным против Него.

Печаль превратилась в радость, и сетование в день праздничный, читаем мы в ст.22 девятой главы книги Есфирь. Что это за праздничный день – в переводе на типологический язык последнего времени? Конечно же, это праздник окончательного освобождения, это праздник Пришествия Иисуса Христа, Который Сам и уничтожил врагов народа Своего – о чем Он и обещал нам в книге Откровения.

* * *

14. Заключительные наблюдения

ПоисковикВ наших рассуждениях о пророческих судьбах России, судьбах мира мы только очень поверхностно, на ходу рассмотрели одну из самых отчетливых, но в то же время невостребованных – по идеологическим причинам – сторон пророчеств о последних временах. На самом деле, как книга Эсфирь, так и другие книги Священного Писания дают еще десятки и сотни деталей и подробностей, которые позволяют тем, кто ищет, составить еще более полную картину последних времен. О многом из этого я писал в своих статьях и книгах, о чем-то говорил в своих программах. Мне искренне жаль, что эта самая главная и практичная область почти совершенно обходится богословами.

А зря. Я участвовал в работе в комиссиях многих докторских диссертаций. Большинство из них, можно сказать – ни о чем. Или же о таких вопросах, которые мало кого волнуют. Богословие отвернулось от жизни, отвернулось от истории. В той области, где могли бы быть написаны сотни блестящих и нужных серьезных работ – практически вакуум. Мне одному этого вакуума не заполнить, да и цели себе я такой не ставлю. Но все-таки надеюсь, что эту традицию интерпретации, самую древнюю, самую значимую – вновь подхватят, и вновь направят на то, что действительно интересно и важно.

То, о чем я пишу тут кратко, урывками, между сотней других дел, и статей, и книг – этим должны заниматься к этому времени целые исследовательские институты. Но видно Господь решил, как обычно, утаить это от мудрых, и открыть кусочки истины тем, кто действительно ищет. Надеюсь, и вы в числе этих благословенных.

Ещё очень много всего, что хочется сказать, что не успел тут сказать. Многое хотелось бы расширить, многое доработать. Но идея, думаю, всем достаточно ясна. Подумайте над нею. И если увидите, что это и ваша идея (потому что она вовсе и не моя, а из Слова), тогда задайте себе вопрос: что вы можете сделать, чтобы приблизить, чтобы застать тот День Избавления, тот последний Пурим, который наступит с приходом Господа нашего Иисуса Христа? И чтобы встретить этот день на стороне народа Божьего? Пусть Господь направит ваши мысли.

* * *

Олег Жиганков
golos71@yandex.ru
No Comments

Post A Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.