Подписчикам
Духовный миллионщик | Почему в России не было Реформации?
«Духовный миллионщик» — сайт пастора, писателя, доктора богословия Олега Александровича Жиганкова. Здесь мы смотрим не столько в прошлое, сколько в настоящее и будущее. Он посвящён формированию духовных миллионщиков, тех людей, которые поведут Россию и весь мир на путь последнего Великого духовного возрождения, о котором говорит Библия. Возрождение, которому суждено начаться в России.
духовный миллионщик, Григорий Ефимович Распутин, пророчества о России, сайт Олега Жиганкова, Соленое радио, христианское радио, исследование Библии, Библия для семьи, семейная Библия, монархия в России, убийство царской семья, история России, новейшая история России, израильский народ, что Библия говорит о России, монархия в Библии, Библейские пророки
16315
post-template-default,single,single-post,postid-16315,single-format-standard,qode-quick-links-1.0,ajax_fade,page_not_loaded,,qode-title-hidden,paspartu_enabled,side_area_uncovered_from_content,footer_responsive_adv,qode-theme-ver-11.2,qode-theme-bridge,wpb-js-composer js-comp-ver-5.0.1,vc_responsive
реформы в России

Почему в России не было Реформации?

В октябре 2017 года исполнилось 500 лет с того дня, как в 1517-ом году Мартин Лютер поднял голос против папства и положил начало Протестантской Реформации, охватившей вначале всю Европу, а затем перекинувшуюся за океан. Невозможно переоценить влияние Реформации на мировую историю, экономику, политику, культуру, богословие. Как и всякое значительное событие, Реформация имеет свои светлые и темные стороны. Протестантизм возродил интерес к изучению Священного Писания, сделал Библию самой изучаемой книгой. Но он же, позднее, поставил авторитет Писания под сомнение. В целом Реформация дала миру столь много, что все мы, независимо от того, являемся мы протестантами или нет, чем-то обязаны ей. Протестантизм, безусловно, способствовал движению общества к тем вершинам религиозных, экономических и политических свобод, которые человечество достигло к концу двадцатого века. Всех заслуг Реформации не перечесть.

Однако в наши дни, спустя пять столетий после начала Реформации, протестантизм переживает глубокий кризис. С одной стороны – это ретроградное, центростремительное движение к папству, достигшее своей крайней (пока еще) точка именно в канун пятисотлетия Реформации. С другой стороны – это движение центробежное, движение к секуляризму. И если в законах физической природы эти два вектора движения как-то балансируют друг друга, то религиозное сообщество ими последовательно фрагментируется и разрушается.

Но не о Западной Реформации я хотел бы сегодня поговорить, а о Восточной. Точнее, об ее отсутствии. Иными словами, я хочу попытаться в этой короткой статье ответить на один вопрос: Почему в России не было Реформации?

Для того, чтобы ответить на первый вопрос, давайте посмотрим вначале, что лежит в основе ЗападноЕвропейской Реформации. Первоначальная критика (протест) со стороны Лютера была направлена против продажи индульгенций, но включала в себя также критику католического учения о причастии как о пресуществлении, практику безбрачия священников и главенство папы. Лютер призвал к ревизии целого ряда средневековых католических догм, в особенности же тех, которые имели тенденцию преподносить спасение как «заработанное». Главными тезисами Лютера и Германской реформации стали: Sola Scriptura («только Писание»), и Sola fide («только верой»).

Интересно, что значительный вклад в дело Западно-Европейской Реформации внесли греческие Православные богословы, эмигрировавшие в Европу после взятия Константинополя турками в 1454-ом году. Именно они, как носители греческого языка, вывели Библию на передний план и помогли очистить ее от ошибок официального латинского перевода – Вульгата. Они во многом и обозначили тот спектр богословских вопросов, глашатаем которых сделался Мартин Лютер.

Теперь давайте кратко коснемся состояния Русской Церкви в сопоставимый исторический период. Реформация в Европе началась с критики вопиющих проблем обозначенных выше. Если мы посмотрим на состояние Русской церкви в тот же период, то мы увидим, что эти проблемы либо вообще у нас не стояли, либо стояли не так остро.

Начнем с вопроса об индульгенциях. В России такого понятия не существовало. Приношения и дары не носили спасительной функции. Далее, Русская Церковь была во всем согласна с Мартином Лютером, объявившим папу Римского антихристом, и отнесшим «царство зверя» к Католической церкви. На Руси так считали еще раньше Лютера. Вопрос о причастии, вероятно под влиянием греческих богословов, как Лютером, так и Русской Православной Церковью решался практически одинаково. Безбрачия духовенства, которое Лютер считал одной из главных ересей, на Руси не существовало. Более того, чтобы сделаться священнослужителем, человек должен был жениться. Исключения делались только для «черного» (или монашествующего) духовенства. Понимание искупления на Руси также было во многом сформировано под влиянием греческих богословов, подчеркивавших преобразование человека, принявшего жертву Христа, под воздействием Божией благодати. Это делалось в противовес католическому пониманию спасения представленного в «юридических» категориях и тяготевшего к спасению по делам. В этом вопросе Русская церковь пошла дальше Лютера, связывавшего спасение с избранием и предопределением.

Добавим еще, что Реформации в Европе способствовали определенные политические условия. Хотя папство претендовало на владычество во всей Европе, на территории Германии, из которой происходил Лютер, власть папства была ограничена, и Лютер мог чувствовать себя достаточно спокойно под защитой германских князей. С другой стороны, в параллельный этому исторический период, Русь уже сделалась централизованным государством, и какая-либо религиозная обособленность отдельных малых княжеств вряд ли была возможна.

Мы можем сделать вывод, что такого широкомасштабного и яркого явления, как ЗападноЕвропейская Реформация не было в России по той причине, что основные богословские и практические вопросы, на которые так бурно среагировала Реформация на Западе, либо вовсе не были актуальны для Руси, либо стояли не так остро. Это не означает, однако, что в России не было или нет нужды в изменениях, в Реформации. Такая нужда есть – как для каждого человека в отдельности, так и для всякой организации, включая церковную. Но Русской Реформации свойственна иная динамика и иные выражения. В своей книге «Славянское христианство» я подробно затрагиваю эти вопросы.

* * *

Олег Жиганков
golos71@yandex.ru
No Comments

Post A Comment

*

code

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.