Духовный миллионщик | Потерянное Царство: о воссоединении Иуды и Израиля и даже больше (цикл)
«Духовный миллионщик» — сайт пастора, писателя, доктора богословия Олега Александровича Жиганкова. Здесь мы смотрим не столько в прошлое, сколько в настоящее и будущее. Он посвящён формированию духовных миллионщиков, тех людей, которые поведут Россию и весь мир на путь последнего Великого духовного возрождения, о котором говорит Библия. Возрождение, которому суждено начаться в России.
духовный миллионщик, Григорий Ефимович Распутин, пророчества о России, сайт Олега Жиганкова, Соленое радио, христианское радио, исследование Библии, Библия для семьи, семейная Библия, монархия в России, убийство царской семья, история России, новейшая история России, израильский народ, что Библия говорит о России, монархия в Библии, Библейские пророки
16025
bp-nouveau,post-template-default,single,single-post,postid-16025,single-format-standard,qode-quick-links-1.0,ajax_fade,page_not_loaded,,qode-title-hidden,paspartu_enabled,side_area_uncovered_from_content,footer_responsive_adv,qode-theme-ver-11.2,qode-theme-bridge,wpb-js-composer js-comp-ver-5.0.1,vc_responsive,no-js

Потерянное Царство: о воссоединении Иуды и Израиля и даже больше (цикл)

Одной из самых ярких, таинственных и недосказанных тем в Библии вообще и в библейской эсхатологии в частности является тема воссоединения двенадцати колен Израиля…

1. Что вообще происходит?

Одной из самых ярких, таинственных и недосказанных тем в Библии вообще и в библейской эсхатологии в частности является тема воссоединения двенадцати колен Израиля. В каждой пространной пророческой дискуссии Ветхого Завета о последних днях почти непременно проходит тема воссоединения Иуды и Вениамина с десятью потерянными коленами Израиля. В Новом Завете эта тема получает новое развитие в частности у апостола Павла, который в 11-ой главе послания к Римлянам пишет: «Ибо не хочу оставить вас, братья, в неведении о тайне этой, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников».

Тайна, о которой говорит апостол Павел, и поныне остается тайной. Но все же нам открыто гораздо больше, чем мы на данный момент знаем и понимаем. В целом Священное Писание дает достаточно ясную картину этого воссоединения, этого принятия Израилем по плоти Того, Кого они пронзили. Но есть много чего мы еще можем узнать кроме того, что Добро восторжествует над злом. Для нас нужна ясность – как и где нам встать на сторону Добра в последней схватке между Добром и злом.

Но прежде чем глядеть в будущее, прежде чем стараться понять будущее, нам необходимо отправиться в прошлую историю и постараться начать с понимания этой истории. Она укажет нам и на будущее. Начнем с 930-го года до Р.Х., того времени, когда десять колен под руководством и по инициативе Ефрема не признали над собой власть Ровоама, сына Соломонова. Они объединились под властью Иеровоама I, давая начало Северному, или Израильскому Царству. Колена же Иудино и Вениаминово остались верны Дому Давидову и образовали государство с центром в Иерусалиме, известное впоследствии как Иудейское царство.

С того самого времени пророки будут говорить о предстоящем – в далеком, последнем, трагическом будущем – воссоединении этих двух Царств.

Надежды на воссоединение, впрочем, было мало – два царства находились почти в непрерывной войне друг с другом. Но по-настоящему безнадежной ситуация стала в 722 году до Р. Х., когда Северное Израильское царство было завоевано ассирийским царем Саргоном II. Значительная часть населения царства были уведены в ассирийский плен и дальнейшая их судьба неизвестна.

Тем не менее в библейской пророческой литературе тема о предстоящем воссоединении Иуды и Ефрема, или Южного и Северного царств не только не исчезает, но разгорается с новой силой, обретает новые детали.

Что же, в конце концов, происходит? Что должно произойти? Как могут исполниться эти пророчества? Ведь это отнюдь не праздные вопросы. Ответов на эти вопросы катастрофически не хватает тем, кто изучает пророчества о последних временах. Поэтому занимающиеся пророчествами либо игнорируют это таинство воссоединения, либо пускаются в самые странные спекуляции по поводу сценария возможного объединения – будем говорить ясным языком – иудаизма и христианства.

Но все эти спекуляции остаются спекуляциями, дымом, заволакивающим реальную картину. Поэтому мы не будем заниматься спекуляциями на эту тему, а обратимся за ответами к Библии, чтобы рассеять этот дым вокруг вопроса. Нам давно пора бы знать на него ответ, быть способными прийти к нему с любой из страниц Библии, но мы еще далеко не там. Так давайте исправим это, давайте поглядим, что же собственно происходит. В этом цикле мы и постараемся ответить на эти и другие интереснейшие вопросы. Те вопросы, которые мы, может, даже не осмеливаемся ставить. Тем более получить на них ответы – это великая радость.

* * *

Цветная ниточка патриарха Иосифа

Неважно где мы начнем тему воссоединения Израиля и Иуды – я лично начинал ее для себя невольно из десятков мест Священного Писания – лишь бы ее начать. Начну на этот раз с одной из ниточек, которую я как бы нечаянно совершенно недавно ухватил и потянул – понятия не имея, куда она меня приведет. А привела она меня к совершенно удивительному, неожиданному и непредвиденному мною открытию. Но прежде чем она привела меня туда, эта ниточка провела меня по некоторым самым таинственным, прежде непонятным мне «точкам» Священного Писания, указывая на их настоящее значение, на то, как эти «непонятные» нюансы на самом деле являются частью одной большой картины, которую однажды увидев невозможно более не замечать.

Жизнь помазанников Божиих, как мы уже говорили, сама по себе — пророческая картинка, указывающая как на Первое, так и на Второе Пришествия Иисуса Христа. Через скорби и страдания и испытания – даже до смерти – они отражали земной подвиг Христа, Его земную жизнь. Каждый помазанник добавлял что-то в эту мозаику. Соответственно, через торжество победы (если такое было в жизни помазанников Божиих на земле видимым образом) истории помазанников указывали на Пришествие Христа во славе и величии – Второе Пришествие.

Но есть еще один видимый помазанник судьба которого также пророчески освещается хроникой, типологией жизни других помазанников. Этот помазанник – Народ Божий, Новый Израиль, Церковь. Этот помазанник, как и его Господин, Иисус Христос, знает и скорби, и торжества. Истории библейских помазанников дают более, чем общую картину торжества добра над злом – они раскрывают многие детали великой пророческой панорамы. Вникать в жизнь (события) помазанников – это значит придать жизнь и динамику видениям и откровениям будущего.

Аврааму Бог явил нечто о Сыне Своем, когда Авраам готов был принести в жертву своего сына. Это был опыт усвоения Авраамом великого пророческого урока – поскольку опыт этот переплетался с его жизнью.

Также и Даниил, как мы видели, и Есфирь, и другие – они событиями своей жизни указывают на горечи и торжества помазанника-Церкви времени накануне Второго Пришествия Иисуса Христа. И особую роль в этом откровении жизнью играют в Библии «придворные» помазанники. Слово «придворный» в нашем понимании часто ассоциирует с притворством, приспособленчеством, прогибанием спины. Ну, и мягкие одежды, как Христос сказал о них – то есть роскошный образ жизни. Но такие придворные помазанники как Даниил и Есфирь, живущие в эпоху царей с востока, а следовательно – в типологически последнюю эпоху – эти люди как тень отражают в себе переживания народа Божьего в последние времена перед Пришествием. Мы это уже отчасти усвоили.

Хочу теперь сказать, что были и другие помазанники, которые своей жизнью неизбежно указывали на будущее. И одним из таких помазанников, который своей жизнью предвосхитил жизнь народа Божия в последние времена, был Иосиф. Интересно, что все пророческие апокалиптические фигуры помазанников в Библии помещаются в контекст дворца по сути властелина мира: фараона, Навуходоносора, царей от востока. Это не случайно. Народ Божий должен предстать перед царями. И у царей земных нет более надежных слуг, чем Божии помазанники. Хотя не всегда цари земные умеют ценить это – что в конце концов приводит к самому последнему и страшному испытанию для сынов Божиих

Так вот, Иосиф. Он тоже служит владыке мира того времени. Его жизнь тоже эсхатологична – она вплотную подводит нас к событиям Исхода, в том числе и Последнего Исхода. Чему же мы сможем научиться, глядя на жизненный путь Иосифа представленный в Библии так подробно? Давайте начинать.

Во-первых, Иосиф был младшим из своих братьев – вплоть до рождения последнего брата, Вениамина. Таким образом, он как бы дистанцируется от остальных братьев, остального Израиля. И Библия начинает отображать его как будто Израиль в зеркале. Да, надо всегда помнить, что именно глядя на помазанника мы глядим сфокусировано на Израиль. Поэтому, как ни странно, именно на одного Иосифа переключает наше внимание Библия, а жизнь братьев продолжается как бы на биологическом уровне. И не удивительна реакция братьев, когда они сон Иосифа слышат – знаменующего его как Израиль.

Его одежда это тоже отражает. Она возвышает его. Она не серая, как у них. Она и не белая. Но она многоцветная – то есть в ней есть все нужное для белизны. Отношение к нему братьев делает его чужаком. Наконец, он делается им не просто чужд, но и ненавистен, и они решают избавиться от него. И делают это. И совсем уже забывают об Иосифе. Вениамин как бы приходит на его место.

А Иосиф тем временем приобщается другой культуре, другой одежде, другим манерам, другому образу и уровню жизни – не забывая при этом, что он служит, во-первых, Богу, а уже во-вторых – Египту. Интересная страна – Египет. Из нее следовало выйти первому спасителю Израиля – Иосифу. Из него должно было выйти, появиться на свет и народ Израильский. Даже Иисус Христос должен был быть позван из Египта, где Он действительно жил с родителями много лет.

Я пока отмечаю эти и другие знакомые факты чтобы потом вместе мы посмотрели на то, какую проекцию они дают на последние времена. Но пока – набросаем больше фактов, материала.

Итак, Иосиф дистанцирован от Израиля и забыт им. Но при этом он не забыт Богом, и ему сопутствует во всем успех. Но и его ждут испытания – его подстерегает влиятельнейшая женщина, которая хочет Иосифа либо для себя, либо прочь, в тюрьму. Иосифу надлежит пройти тяжелый тест – поступить в угоду прелюбодейки (символ отступившей церкви), либо, возможно, расстаться с жизнью. И он оказывается в темнице.

И как тот юноша, которым грезил Соломон, Иосиф выходит из темницы на царство – ну, или почти на царство. Он становится вторым после фараона – как в свое время вторыми лицами государства станут Даниил и Мардохей. И он по-настоящему кладет весь Египет к ногам фараона. Весь Египет теперь под ним ходит. За счет чего?

За счет пророчества. О семи годах изобилия, и о семи годах скорби. Это было самое первое пророчество из Библии, которое я узнал – в детстве мне бабушка про него рассказывала, про снопы и про коров. Иосиф приблизился к фараону благодаря пониманию снов – как было и в случае с Даниилом. Бог избирает Своих помазанников для свидетельства царям. И через это – спасает и возвышает Израиля. Это – общий знаменатель историй всех придворных помазанников.

Думаю, что это древнее пророчество имеет значение и для последних самых дней, так как оно созвучно семи этапам наказаний Божиих накануне Второго Пришествия. Но не на этом я хотел бы сегодня заострить внимание. История Иосифа привносит с собой что-то новое в пророческую картину – это взаимоотношения Иосифа с его братьями. Оказывается, они совсем забыли о нем, они не узнают его. Пока он, спасши их, открывается им как тот, которого они кинули в яму и продали. И тогда они рыдают о нем, о когда-то ненавистном им брате. А теперь – их спасителем, их мессией.

Мессианство Иосифа выражено в первую очередь в спасении им братьев. Но интригующими остаются обстоятельства его мессианства. На что оно указывает? Какой аспект последнего времени освещают? Или же эти обстоятельства случайны и не имеют никакого типологического значения? Безусловно, имеет, поскольку это самая первая история о воссоединении Израиля. Таким образом она становится тем библейским фундаментом, на котором будет строиться дальнейшее откровение Библии о воссоединении Израиля – на этот раз в последние времена.

Но не только общая идея восстановления Израиля связывает историю Иосифа и его братьев с событиями конца истории. Если мы приглядимся внимательнее к ветхозаветным пророческим картинам воссоединения Израиля, то мы увидим их удивительное сходство с историей Иосифа.

И самое главное и принципиальное сходство истории Иосифа и историй последнего избавления Израиля в том, что во всех историях восстановление и есть избавление, или избавление и есть восстановление. Иными словами, из последнего кризиса евреи видели спасение в приходе такого вот избавителя, как Иосиф – родного, но забытого, преданного, отверженного брата Израиля.

Эта двоякость библейского мессианства – с одной стороны отверженность, с другой сила – вовсе не является противоречивой. Она отражает динамику прихода Мессии, Иисуса Христа. Но она еще и отражает картину спасения и восстановления национального единства. И мессия-освободитель каким-то образом связан с мессией некогда отверженным. И мессия этот – родственник, брат.

В целом, как вы можете помнить из Ветхого Завета, в последние дни Израиль ожидали суровые времена. Если сказать обобщающе, то речь идет об Армагеддоне, великой и последней войне, войне, кладущей конец всем войнам. И вот в разгар этой сокрушительной, казалось бы, для Израиля войны Бог вмешивается через Своего М(м)ессию и спасает Свой народ. И народ благодарит Бога и помазанника Его.

И где-то в то же самое время происходит неожиданная встреча – встреча Иуды и братьев. И не просто братьев. Того брата, с которым «дом Давидов и жители Иерусалима» последнего времени встречаются – это никто иной, как отверженный и потерянный Иосиф. Он и является со своим семейством, родом как спаситель дому Давидову. С ним же и происходит воссоединение. С ним же вместе и рыдают братья. Откуда? Где? В следующем посте я отвечу на эти вопросы.

* * *

Иосиф и его сыновья

Чтобы ярко увидеть историю Иосифа в эсхатологических сценах нам надо понять, что в последние времена Иосиф будет представлен во всемирной истории через… своих сыновей. До сих пор мы говорили о братьях Иосифа. Пришло время поговорить о его сыновьях.

То, что история Иосифа в дальнейшем, и особенно в эсхатологических событиях, представлена через участие его сыновей мы начинаем понимать еще при жизни Иосифа, вместе с тем благословением, которое он получил от своего помазанного отца Иакова. В Быт. 48:1-4 Иаков пересказал Иосифу, как Бог всемогущий явился ему в Вефиле, и пообещал благословить его, произведя от него множество народов и дав его потомству землю Ханаанскую в вечное владение. Слова этого обетования были для патриарха источником не иссякавшей надежды в странствиях его, и таковым им предстояло быть и для народа, который произойдет от него, ибо народу этому дано было верное слово Бога – и в особенной степени передано оно было Иосифу.

Хотя на момент начала истории Иосиф был младшим из сыновей, Иаков благословил его первородством, возведя в положение первородных юношей Ефрема и Манассию, его сыновей (41:51-52), и тем закрепив за Иосифом двойной удел. Имя самого Иосифа не должно было значиться: его выражали и представляли двое его сыновей. Ефрем и Манассия «заместили» таким образом Рувима, старшего сына Иакова от Лии (1-Пар. 5:1-2), лишенного первородства за преступление против отца (49:4). Последний стал первым и первый – последним.

Бытие 48 «И сказал Иаков Иосифу: «Бог Всемогущий явился мне в Лузе, в земле ханаанской, и благословил меня, и сказал мне: „Вот, Я распложу тебя, и размножу тебя, и произведу от тебя множество народов, и дам землю эту потомству твоему после тебя в вечное владение “. И ныне два сына твои, родившиеся тебе в земле египетской до моего прибытия к тебе в Египет, – мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои. Дети же твои, которые родятся от тебя после них, будут твои; они под именем братьев своих будут именоваться в их уделе.»

Здесь мы видим, что Иаков напрямую объявляет Ефрема и Манассию своими сыновьями. Имя самого Иосифа, таким образом, выносится за скобки. Приметим это пока, как примечаем мы и другие вещи.

Вы видите, что происходит? Иосиф – его сыновья – становятся первородными Израиля. А, следовательно, они наследуют его и получают особенные, двойные (выражено уже в двух коленах одного человека) благословения. По своему объему и содержанию эти благословения в разы превосходят благословения других братьев.

Быт 49: «Иосиф – отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником, ветви его простираются над стеною; огорчали его, и стреляли, и враждовали на него стрельцы, но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его от рук мощного Бога Иакова. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы, благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных. Да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими.»

Второзаконие 33: «Об Иосифе сказал: «Да благословит Господь землю его вожделенными дарами неба, росой и дарами бездны, лежащей внизу, вожделенными плодами от солнца и вожделенными произведениями луны, превосходнейшими произведениями гор древних и вожделенными дарами холмов вечных, и вожделенными дарами земли и того, что наполняет ее; благословение Явившегося в терновом кусте да придет на главу Иосифа и на темя наилучшего из братьев своих; крепость его как первородного тельца, и рога его, как рога буйвола; ими избодает он народы все до пределов земли. Это тьмы Ефремовы, это тысячи Манассиины».

Во-первых, я хочу сказать, что получивший такое благословение не может просто так сгинуть и исчезнуть с дороги истории. Но именно так это себе многие и представляют. Пришли Ассирийцы, увели Ефремлян и все Северное Царство, и все тут.

Но все не так. Он – сын Иосифа. На нем – его помазание. На нем и странная роль его – быть «потерянным» среди народов, сделаться великим, но анонимным, неведомым для братьев. И стать спасителем (на земле и в земных категориях) всех своих братьев. Библия говорит не просто о нахождении этого потерянного Израиля и о воссоединении его с Иудой. Она говорит конкретно о роли потерянного Иосифа, точнее младшего (как и полагается) его сына, Ефрема как мессии. Об этом мы во многих деталях читаем у пророка Захарии, который из всех колен Израилевых на роль мессии и спасителя обитателей Иерусалима указал на потерянного и забытого Ефрема.

Я сдержу свое слово, приду к этим текстам – в следующих постах. Но прежде позвольте мне, пока не забыл, заметить, что Библия говорит всегда о двух мессиях. Первый и настоящий Мессия – это Бог. Второй мессия – это человек или народ, избранный для особой цели, а именно: спасти братьев, спасти весь дом Израилев (Церковь и синагогу) во время великой скорби. То есть, какие-то задачи Бог, как Мессия, выполняет Сам. Другие же Он по благости Своей поручает помазанным (избранным) личностям и народам.

Вот таким народом и предстает Ефрем, сын Иосифов, также считавшийся потерянным, но лишь для того, чтобы найтись в нужную минуту. Но настало время поговорить подробнее о Ефреме. Кто он? Чтобы нам его искать и найти было легче.

* * *

Колено Ефрема

Колено Ефрема было как бельмо на глазу у Иуды, Южного Царства.

Ефрем был младшим из двух сыновей Иосифа от египтянки Асенефы из Илиополя (Быт. 46:20). Его дедом по материнской линии был египетский жрец Потифер. Таким образом, подобно Моисею, они были приобщены ко всем тайным знаниям египетским. Имя Ефрем (плодовитый) Библия объясняет тем, что при его рождении Иосиф сказал: «Бог сделал меня плодовитым в стране моего страдания» (Быт. 41:50—52). Родился в Египте до прихода сынов Израилевых из Ханаана и был усыновлён престарелым Иаковом.

Колено Ефремово получило центральную, богатую и плодородную полосу земли от реки Иордан до Средиземного моря к северу от Иерусалима. Из него происходил преемник Моисея и начальник израильского народа Иисус Навин, и Самуил, известный пророк и судья израильский. Когда после смерти царя Соломона его государство распалось на два царства, наибольший политический вес в ново созданном Израильском царстве имело колено Ефрема. Оно избрало царём представителя своего племени Иеровоама, а его резиденцией сделало свой город Самарию, которая была столицей Израильского царства до конца его исторического существования.

Но вернемся еще к истокам этого колена. Через год после Исхода колено Эфраима насчитывало 40 500 мужчин в возрасте 20 лет и старше (годных к военной службе). Слабость Эфрамитов была в их склонности к гордости и порожденных ею бунтам и революциям.

Эфраимит-идолопоклонник Миха построил Золотого тельца. И Ефрема постигло наказание: после мора, постигшего израильтян в наказание за идолопоклонство, численность колена сократилось до 32 500 человек. Но Бог не отверг это колено.

Одним из 12 соглядатаев, которых Моисей послал «высмотреть землю Ханаанскую», был представитель колена Эфраима Иисус Навин. Он пытался опровергнуть утверждение остальных соглядатаев о том, что завоевать Ханаан невозможно; за это Иисус Навин удостоился права вступить в Землю Обетованную, когда все «поколение Исхода», исключая Халева, погибло в пустыне. Он же был избран преемником Моисея. Под его началом большая часть Ханаана была завоевана израильтянами и поделена между коленами Израиля. Отвергнутый другими братьями-соглядатаями, Иисус Навин выполнил все же возложенную на него роль помазанника своего времени. Но при этом он, вместе с Иосифом, отцом своим, еще только указывает на ту роль, к которой колено это было избрано в Божьем великом плане.

Эфраимиты получили удел в центральной части Палестины. В книге Судей Израилевых Эфраим — одно из наиболее влиятельных израильских колен. Притязания эфраимитов на главенствующую роль видны уже в их споре с Гедеоном и в их выступлении против судьи Ифтаха за то, что он не призвал их к участию в войне против аммонитян. В ходе последовавшего за этим братоубийства, гилеадитяне, призванные Ифтахом против эфраимитов, истребили из них 42 тысячи человек. Как мы видим, вражда между «младшеньким» и братскими коленами была нешуточной.

Самуил также был из эфраимской области. Когда старейшины израильские пришли к Давиду для избрания его на царство, из Эфраима явились 20 800 человек.

Потом было еще одно восстание. Эфраимитяне были обижены тем, что власть перешла к колену Иуды, — они восстали под знаменем Шебы бен-Бихри, требовавшего низложения Давида. Восстание подавил Иоаб. В царстве Соломона область горы Эфраим была одним из 12 административных округов. После смерти царя Соломона и распада Израильского царства, эфраимиты стали во главе северных колен и вместе с ними отпали от династии Давидидов – от дома Давидова. Основавший северное Израильское царство, враждовавшее с южным Иудейским царством — царь Иоровоам I был эфраимитом. Эфраимиты были самым сильным коленом Северного царства, его сплачивающей основой, поэтому Северное (Десятиколенное) царство называли еще Эфраимским.

Земля, которая дана была колену Ефрема, было расположено самым выгодным образом, дававшим выход к Средиземному морю и к Иордану. Соседство Финикии и удобное сообщение с Сирией и Месопотамией сделали эфраимитов более культурными, чем иудеи, отрезанные пустыней от благ цивилизации. В более высокой культурности эфраимитов кроется причина его недовольства властью Иуды и стремление к политической свободе. Однако более удобное положение его страны сделало её более доступною для нападения врагов, и было одной из главнейших причин его более раннего падения.

Еще мы знаем, что колено Эфраимово образовалось, согласно Библии, уже в Египте. Задолго до того, как другие колена получат свою землю, это колено, породнившееся с египтянами, уже владело землей и городами в Египте. Мы читаем в той же главе 1 Парал. об успехах детей Ефрема: «И дочь у него [была] Шеера. Она построила Беф-Орон нижний и верхний и Уззен-Шееру. И Рефай, сын его, и Решеф, и Фелах, сын его, и Фахан, сын его, Лаедан, сын его, Аммиуд, сын его, Елишама, сын его, Нон, сын его, Иисус, сын его. Владения их и места жительства их [были]: Вефиль и зависящие от него города; к востоку Нааран, к западу Гезер и зависящие от него города; Сихем и зависящие от него города до Газы и зависящих от нее городов. А со стороны сыновей Манассииных: Беф-Сан и зависящие от него города, Фаанах и зависящие от него города, Мегиддо и зависящие от него города, Дор и зависящие от него города. В них жили сыновья Иосифа, сына Израилева.»

Вот так. Пока евреи жили в Гесеме, в Египте, эфраимиты создавали поселения и в Ханаане. Эфрамиты владели там землями за много лет до того, как войдут туда остальные сыны Израилевы. Это тоже что-то говорит о величии и какой-то отделенности этого племени.

В Библии есть история, которая, возможно, является предвосхищением пленения Северного Царства и Ефрема. Вот как кратко представляет эту история 1-ая книга Паралипоменон, седьмая глава 20 – 23 стихи:

«Сыновья Ефрема: Шутелах, и Беред, сын его, и Фахаф, сын его, и Елеада, сын его, и Фахаф, сын его, и Завад, сын его, и Шутелах, сын его, и Езер и Елеад. И убили их жители Гефа, уроженцы той земли, за то, что они пошли захватить стада их. И плакал о них Ефрем, отец их, много дней, и приходили братья его утешать его. Потом он вошел к жене своей, и она зачала и родила сына, и он нарек ему имя: Берия, потому что несчастье постигло дом его».

Эта история напоминает более известную историю Иосифа – когда известие о смерти Иосифа было представлено помазаннику Иакову его помазанными детьми. Согласно их истории дикий зверь (нация, народ говоря символическим языком) растерзал Иосифа. То же самое говорит и Паралипаменон. А Иаков слушал рассказ сыновей про Иосифа и плакал, как плакал теперь Ефрем по своим детям.

Я могу предположить, хотя это и не принципиально, что книга Паралипаменон (Хроники) передает перспективу Иакова и Ефрема. Возможно, этих сыновей постигла такая же участь, как ранее Иосифа: возможно, их не убили, а продали в рабство в далекую страну. В которой они станут великим народом. Не затем ли, чтобы однажды, по сценарию Иосифа, они могли спасти своих сородичей (колено) оказавшихся в кризисе? Но это только предположение, намек, который дает Библия. Колену Ефремову еще будет предоставлена возможность потеряться и найтись. Плен был не за горами.

Впрочем, повествование это действительно неоднозначное. Интересно посмотреть, какую интерпретацию этому тексту дает древнее еврейское предание. Согласно его, это был не эпизод, не сцена на охоте. Колено Ефрема, согласно этого понимания, самым ранним решилось на Исход, и по своей инициативе и силе колено это вышло из Египта за 30 лет до выхода остальных колен, то есть вроде, как и вовремя, легитимно – по исполнении 400 лет пребывания в Египте. А для этого колена – так и всех 430! Ведь оно первым пришло в Египет. Имеет смысл, если первым оно из него и выйдет. Хотя бы отчасти – чтобы вырасти где-то в великий народ. Это уже я рассуждаю. То есть, если такой Исход действительно был (в чем все же нет полной уверенности), он был бы все же… легитимным.

Да, в свое время Бог послал Моисея, чтобы вывести народ из плена. Послал, когда люди довели себя до ручки. А что если им не надо было себя так доводить? Что если правы были Ефремляне, ушедшие из Египта, как только исполнился пророческий срок? Кто знает.

При этом, эфраиты столкнулись с филистимлянами, которые победили их: «Вот, сыновья Эфраима, Шутелах и Беред, …и убили их жители Гата, уроженцы той земли, когда они сошли забрать их стада»; «Сыны Эфраима, без промаха стрелявшие из лука, отступили в день битвы, — не хранили они завета Бога».

Возможно, это отступление в день битвы, на которую ссылается источник, этот отказ прийти на помощь братьям, на который дается здесь ссылка – возможно это то, что Ефрем искупит сполна в самом конце. Он однажды не пришел, когда его ждали и звали. Теперь он придет на помощь народу Божьему. Когда его никто не зовет и не ждет. Ведь он исчез: вскоре после захвата ассирийской армией Израильского царства значительная часть эфраимитян была насильственно депортирована в Месопотамию в 720 г. до н. э.

Но, опять-таки, эпизод с потерей или гибелью сыновей Ефрема может истолковываться по-разному. Что, однако, явно в истории всего племени Ефрема, это то, что однажды его исчезновение из виду и его неожиданное появление сделается спасительным для людей Божиих.

* * *

Ефрем и Иуда

Неудивительно, что, получив из ряда вон выходящее по своему величию среди братьев благословение дом Иосифов желал первенства среди братьев. Но он желал достичь его через бунт и восстание, а не из рук Бога.

Но Бог и это обратил во славу Свою – Он возвысил колено Иудино из которого и должен был прийти, и пришел в мир Сын Его – истинный Царь мира.

Но в конце времен Ефрем, под водительством этого истинного Царя, действительно придет на помощь народу Божиему, действительно сделается властелином земли, и ему, как некогда Иосифу, действительно поклонятся его братья. Но это будет в самом конце времен, когда он опомнится от бунтов и революций и в смирении обратится к Богу. Вот тогда Бог и воздаст ему давно обещанное.

Подкреплю свои наблюдения библейскими пророчествами. У Захарии именно колено Ефремово предстает как освободитель Иерусалима и народа Божия в конце времен. Хочу напомнить, что к тому времени, как писал пророк Захария, прошли столетия с тех пор, как колено Ефремово ушло из виду вместе с другими пленниками. И с тех пор о них не было ни слуху, ни духу. И вот Захарии открывается – и он подробно, в двух главах, девятой и десятой, делится этим открытием – что колену Ефремову надлежит играть ключевую роль в последней битве, и что именно оно получит венец «героев» освободителей народа Божия (10:5, 7).

Далее, интересным образом Ефрем движим и направляем Самим Богом, и тесно связан с Иудой. В Зах 9:13 Бог говорит: «Ибо как лук Я натяну Себе Иуду, и наполню лук Ефремом». И в Зах 10:6 Бог тоже ставит вместе Иуду и Ефрема: «И укреплю дом Иудин, и спасу дом Иосифов, и возвращу их, потому что Я умилосердился над ними, и они будут, как бы Я не оставлял их».

Вот еще одна перспектива воссоединения колен. Колено Ефремово (дом Иосифов) по праву представляет все прочие колена потерянного Северного Царства – как и дом Иудин представляет, как видится у Захарии, такое же потерянное Южное Царство.

Ефрем представлен в этой апокалиптической сцене как герой, то есть мессия. Это потому, что он на стороне Мессии. Интересно, что он непонятно откуда берется – его призывают не люди, а Бог (10:8 – 12). И он, Ефрем, действует так, как и должен действовать помазанный царь.

Кстати, такое неожиданное появление Ефрема в самую мрачную и тяжелую для Иерусалима минуту в какой-то степени не является неожиданным. Во-первых, все пророки заявляли о воссоединении Иуды и Израиля в конце времен. Во-вторых, кому как не Иосифу в лице своего младшего сына, то есть народа, представленного им, произошедшего от него, предстоит выполнить миссию по спасению всех сыновей и дочерей Божиих в последний раз – как когда-то он сделал это в первый раз, в Египте.

Но продолжим изучать обстоятельства воссоединения Иуды и Израиля, иными словами – принятие иудеями, жителями Иерусалима, Христа как Спасителя и неких христиан как спасителей. Ведь именно об этом по большому счёту идет речь у всех пророков.

* * *

Ефрем и христиане

Мы пока коснулись, начали касаться мессианского, «военного» измерения пророчества Захарии. Интересны аллюзии на знамения последнего времени, в частности на пересыхание глубокой реки перед Ефремом, которого Бог зовет на помощь брату Иуде. Это перекликается с пророчеством Откровения 16:12 о пересыхании реки Евфрат перед царями с востока, идущими на смену падшему Вавилону. Мы еще вернемся к этому вопросу, когда будем устанавливать – кем же является современный Ефрем.

В 12-ой главе Захария вновь возвращается к апокалиптическим битвам за Иерусалим. На этот раз, однако, Ефрем не называется по имени. Есть Иуда (который, кстати, выносится за пределы Иерусалима в ст. 2), и он и приходит на помощь жителям Иерусалима, которых Захария называет «дом Давидов и… жители Иерусалима» (ст. 7). Интересна эта необычная линия, разделяющая между Иудой и Домом Давидовым. Дом Давидов и жители Иерусалима – внутренние участники конфликта. На них, собственно, и нападают «народы». Иуда же приходит как освободитель извне. Фактически, это Ефрем, хотя в этой главе Ефрем не называется по имени. Он так не называется потому, чтобы подчеркнуть, что идущие на помощь тем, кто в Иерусалиме – больше, чем этнический Ефрем. Это еще и законное колено истинных Иудеев – то есть христиан. Оказывается, Ефрем – это христианская сила, христианский народ. Да, здесь, в 12-ой главе, начинает подниматься еще одна завеса, начинает вырисовываться еще одна перспектива.

«И будет в тот день: Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим. А на дом Давидов и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают о единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце. В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской. И будет рыдать земля, каждое племя особо: племя дома Давидова особо, и жены их особо; племя дома Нафанова особо, и жены их особо; племя дома Левиина особо, и жены их особо; племя Симеоново особо, и жены их особо. Все остальные племена – каждое племя особо, и жены их особо.»

Вот та великая сцена, когда иудеи, наконец, примут Иисуса Христа как своего истинного Мессию – Которого они пронзили. Когда же и как это произойдет? И почему? А произойдет это в минуту величайшей опасности, когда все надежды «племени дома Давидова» на свои силы растают. И тогда они призовут Бога в Сыне Его – Иисусе Христе. И тогда Бог изольет «дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают о единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце.»

Вот тот плач, который остановит кровопролитие в долине Мегиддонской, которое остановит Армагеддон, как остановил однажды Господь посланного Им же Ангела-истребителя над гумном Орны Иевусеянина (1 Пар 21:15). И дальше мы читаем: «И поднял Давид глаза свои, и увидел Ангела Господня, стоящего между землею и небом, с обнаженным в руке его мечом, простертым на Иерусалим; и пал Давид и старейшины, покрытые вретищем, на лица свои.»

Это тоже помогает нам понять, когда и как этот крик, это покаяние, эти вретища покаяния придут к жителям современного Иерусалима, помогает понять, что произойдет в последние времена. Когда неизбежный меч Ангела-истребителя поднимется над Иерусалимом, вот тогда мужик, будь он русский или еврей, и перекрестится, и воззовет к Богу. Пока не будет этого крика и плача – современный Израиль будет находиться под постоянной угрозой меча Ангела-истребителя. Какую бы форму этот Ангел ни принимал.

Первая книга Паралипоменон 21:16 – восплачут и возрыдают. Вот тот плач, которого Господь ждал – чтобы ответить на него – столько столетий. Вот та тайна – а это воистину тайна, когда дух благодати и умиления изливается – о которой писал апостол Павел.

И не только иудеи восплачут тогда, обратившись ко Христу. Но и другие народы, и жены, т.е. церкви их. Может, проповедуя Христа когда-то, они уже забыли – какой Он? Приходит самое время вспомнить, а вспомнив – возрыдать в покаянии и умилении. Тогда и спасение приходит. Тогда Бог и ответы дает, и спасителей – Ефрема, или этого нового царя иудейского на выручку присылает.

* * *

Почему Ефрема нет среди запечатленных в Откровении

В тексте Откровения о запечатленных из разных колен Израилевых отсутствуют два колена, — Ефрема и Дана. Это по форме ставит Ефрема в неприятную кампанию с Даном.

Откровение 7:5 «Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Асирова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Левиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч.»

Неужели Ефрем, возлюбленный помазанник, о котором изречены такие высокие мессианские пророчества, совершенно сгинет? Неужели он неугоден в глазах Божиих, как колено Дана?

На это видимое отсутствие Ефрема в списке Откровения есть причина, которую я вам покажу. Но прежде скажу, что одного Дана достаточно, чтобы указать на грядущее предательство Иудой своего Учителя. Один из учеников предал Иисуса. Все отвернулись, но предал один. И этот один в системе колен – Дан. Почему? Это не наш вопрос, но коротко коснусь.

Там, кстати, есть еще одна загадка: по какой-то причине в Откровении присутствует колено Левия, которое отделено Богом на служение при скинии, и не имело своего удела наравне с другими. При переписи людей, вышедших из Египта и способных к войне, колено Левия не учитывалось, а здесь учтено. Возможно потому, что оно заменило колено Дана. А то, что именно колену Данову выпала роль изменника мы читаем в разных местах:

1. Бытие, 49 глава Иаков дает пророчество о каждом из своих сыновей, ставших родоначальниками колен. О Дане он говорит следующее: «Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад!

2. В пророчестве Иеремии сказано: «От самого Дана слышно храпение лошадей, и от ржания сильных коней дрожит вся земля; они идут поглотить землю и все, что на ней» (Иер.8:16).

3. Лев. 24:10 «И вышел сын одной Израильтянки, родившейся от Египтянина, к сынам Израилевым, и поссорился в стане сын Израильтянки с Израильтянином; хулил сын Израильтянки имя [Господне] и злословил. И привели его к Моисею [имя же матери его Саломиф, дочь Давриина, из племени Данова]; и посадили его под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня. И сказал Господь Моисею, говоря: выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями; и сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой»

Возможно, это первый в Библии и возможно единственный случай, чтобы один из представителей колена так поступал. Везде, где упоминается колено Дана, — это упоминание негативного плана. Более того, с этим коленом связано упоминание «змей» и «лев». Если сопоставить эти высказывания с последущими предупреждениями в 1 Пет. 5:8 и в Откр. 12:9, тогда становится ясно, что это за лев и что это за змей… «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.» «И низвержен был великий дракон, древний змий» Но все-таки, почему же нет в списке Ефрема? Ответ на этот вопрос кроется в книге Захарии, в главах с 9 по 12, где Ефрем отождествляется с… Иудой.

В 9-ой главе мы читаем: «Ибо, как лук, Я натяну Себе Иуду и наполню лук Ефремом, и воздвигну сынов твоих, Сион, против сынов твоих, Иония, и сделаю тебя мечом ратоборца». «И явится над ними Господь, и как молния вылетит стрела Его, и возгремит Господь Бог трубой, и шествовать будет в бурях полуденных. Господь Саваоф будет защищать их, и они будут истреблять и попирать пращные камни, и будут пить и шуметь, как бы от вина, и наполнятся, как жертвенные чаши, как углы жертвенника. И спасет их Господь, Бог их, в тот день, как овец, народ Свой; ибо, подобно камням в венце, они воссияют на земле Его.»

Ефрем и Иуда изображены тут как стрела и лук. Разит, собственно говоря, стрела. Лук только посылает. И мы видим, что стрела эта изображена тут мессианской. И мы говорили уже о том, что у Захарии Ефрем систематически ассоциирует с Иудой.

Когда-то в силу своей гордости, своего превосходства, Ефрем поднял восстание в результате которого погибло Северное Царство – по сути, то что мы называем Израиль. Иуда, маленькое Южное Царство, остался за Израиль. Когда же Иуда восстал лично против Бога, приговорив к смерти Сына Божьего, он потерял себя и как избранный Израиль, и как избранное колено. Отныне статус Израиля передавался язычникам. А статус колена Иудина, то есть царственного колена, лидера, зачастую стоявшему в оппозиции братьям, передан одному из народов, который принял Мессию, и которому в последние времена надлежит прийти на помощь Иерусалиму и его жителям. В последние времена именно это колено упоминается в Библии, зачастую взаимозаменяемое с коленом Иуды, в контексте последнего избавления Иерусалима и его жителей.

Народ получивший статус колена Иудина, по воле Провидения оказывается народом, происходящим от сгинувших было сыновей Ефремовых, или даже всего колена Ефремова, пропавшего с Ассирийским пленением. Но и он об этом забыл. Он узнает об этом только тогда, когда это произойдет. Хотя кто-то узнает уже раньше, из моих блогов.

Еще стоит вспомнить, что Иосиф, в отличии от других сыновей Иакова, не сделался родоначальником одного из колен. Его именем не названо ни одно из колен. Но ему через его сыновей дано было сразу два колена – двойное благословение. Таким образом, Дом Иосифа включает в себя Ефрема и Манасию. Но странным образом Манасия появляется в списках запечатленных, а Ефрем – нет. Хотя именно он, согласно Захарии, вместе с Иудой благословляется благословением Дома Иосифова.

В конце концов, мы ищем Иосифа в списке Откровения. И находим его там. Находим его физически, в виде колена Манассинова. И находим его и в духовном смысле, как нового царя, как новую Иудею. Ефрему и с начала предстояло царство, но своими попытками взять его самовольно он оттянул взятие его на весьма долгое время. Но он не остался без благословений. А в должное время и благословение лидерством в Царстве Иудейском сделается его.

А вот кто он, современный нам Ефрем – об этом мы поговорим в следующем нашем цикле.

* * *

Олег Жиганков
golos71@yandex.ru
No Comments

Post A Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.