Духовный миллионщик | Цикл. Даниил, Цари с Востока, и мы
«Духовный миллионщик» — сайт пастора, писателя, доктора богословия Олега Александровича Жиганкова. Здесь мы смотрим не столько в прошлое, сколько в настоящее и будущее. Он посвящён формированию духовных миллионщиков, тех людей, которые поведут Россию и весь мир на путь последнего Великого духовного возрождения, о котором говорит Библия. Возрождение, которому суждено начаться в России.
духовный миллионщик, Григорий Ефимович Распутин, пророчества о России, сайт Олега Жиганкова, Соленое радио, христианское радио, исследование Библии, Библия для семьи, семейная Библия, монархия в России, убийство царской семья, история России, новейшая история России, израильский народ, что Библия говорит о России, монархия в Библии, Библейские пророки
16039
bp-nouveau,post-template-default,single,single-post,postid-16039,single-format-standard,qode-quick-links-1.0,ajax_fade,page_not_loaded,,qode-title-hidden,paspartu_enabled,side_area_uncovered_from_content,footer_responsive_adv,qode-theme-ver-11.2,qode-theme-bridge,wpb-js-composer js-comp-ver-5.0.1,vc_responsive,no-js

Цикл. Даниил, Цари с Востока, и мы

«И отвечал он: «иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени.»

(Даниил 12:9)

 

Мы закончили (или начали) наши размышления над книгой Есфирь. Рад, что многим из моих читателей эти размышления понравились, понравилось свидетельство умницы Есфирь…

1. О Данииле

«И отвечал он: «иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени.» (Даниил 12:9)

Мы закончили (или начали) наши размышления над книгой Есфирь. Рад, что многим из моих читателей эти размышления понравились, понравилось свидетельство умницы Есфирь.

Но чтобы сделать свидетельства эти еще интереснее и аргументированнее, я приведу свидетельство второго свидетеля – Даниила (он же носил и менее привлекательное имя – Валтасар. Мы еще посмотрим – совпадение ли это). В этих статьях я не буду давать исчерпывающего комментария на каждый стих Даниила. Даст Бог, когда-то сделаю и это. А пока я поделюсь лишь общими наблюдениями относительно этой книги и некоторых ее пророчеств. Опять-таки, я не буду здесь изучать известные пророчества Даниила – многие из моих читателей с ними так или иначе знакомы, кто-то достаточно близко. Я рассмотрю книгу в целом, в ее историческом плане.

Будем помнить, что история древнего Израиля как образы указывает на историю Нового Израиля, Церкви, христианского сообщества. Вы это и так помните, да и говорил я прежде об этом не мало. Будем также помнить, что жизнь помазанников (а Даниил, Навуходоносор, Дарий – помазанники) указывает так или иначе на Христа (Помазанника) и на события, связанные с Его пришествием, или лучше сказать – пришествиями. В общем, мы пользуемся все теми же простыми, элементарными, начальными принципами толкования, которые использовала уже Ранняя Церковь и которые раскрывают отношения между ВЗ и НЗ, а также Израилем по плоти и Христианской Церковью.

Итак, Даниил. Около 505 года до Р.Х. он был взят в плен во время «доброй-мягкой» осады Иерусалима. Пойди он в плен после второй осады, когда Иерусалим взбунтовался против Навухудоносора, и Храм был разрушен, и стена разрушена, и народ в цепях уведен был – то была бы уже совсем иная история Даниила. Но Бог послал его в плен с первой группой, которых и пленниками-то не назовешь – на учебу в столицу ребят отправили, в самый престижный университет мира, на полную оплату, и с последующим гарантированным трудоустройством в министерствах и ведомствах. Это Господь сделал, чтобы, думаю, показать бунтарям, какие они глупые и дикие. Какой дикий грех они совершают. Но об этом читайте у Иеремии. Удивительный пророк – Иеремия.

Кстати, отвлекусь на минутку и скажу: я долго думал, какую книгу изучать следующей, стих за стихом, вместе с друзьями, с Открытой Семинарией. Думал и о Данииле. Думал и о Послании к Евреем. Разные были варианты, изучал, читал, молился. Но решил не соблазняться пока на сами по себе яркие книги. Вот, сам Даниил Иеремию изучал. В общем, решил я не перепрыгивать ничего. Исаия. Теперь Иеремия. А дальше видно будет. Но Иеремию, как и Исаию, не обойдешь и не объедешь. Так что скоро буду делиться размышлениями над Иеремией. Зима большая.

Так вот, назад к Даниилу. Видите ли, пророчества Даниила – они неразрывно связаны с его жизнью, которая в книге богато освящается. Кого еще из пророков мы знаем так хорошо, как Даниила? Вот, мы огромный пророческий корпус Исаии с вами изучали всю осень – наш осенний марафон. И что мы знаем об Исаие? Крайне мало. А что знаем, то приходится по крупинкам собирать тут и там. И так любого пророка возьми – ничего они о себе не пишут, ничего мы о них не знаем.

Вот, пророка Авдия на днях читал. Что за странная книга? Почему она вообще есть? Я с вами как-нибудь поделюсь. Так вот, никто из комментаторов понятия не имеет, кто он такой и когда жил. Никто и не знает, он ли у Иеремии главу всю переписал, или Иеремия у него. Ничего не известно. И так – кого из пророков ни возьми. На то они и пророки- чтобы не на себя внимание, пусть даже они герои-прегирои веры (а так оно и есть), а на пророчества. Правильно?

А вот Даниил – весь как на ладони. Это что – нарциссизм? Позднейшие вставки? Вы знаете, что евреи и к пророкам-то Даниила не относят – так, к поэзии, вместе с Екклесиастом. Но – нет! Даниил – пророк. И его жизнь, еще раз, но по-другому выражусь, является неотъемлимой частью пророчеств. Ведь он – израильтянин. Живущий в самом конце ветхозаветней истории. Помазанный – а потому воплощающий в себе, олицетворяющий собою всю нацию, весь народ Божий. Как и Есфирь сделалась помазанницей. Поэтому история жизни Даниила, вставленная как бы нечаянно в промежутках между его пророчествами, это тоже пророчества. Которые (как мы многократно убеждались) помогают нам понять другие его пророчества.

Вот ещё что понял: когда мы что-то узнаём о пророках в Библии личное, какие-то их личные дела, поступки, браки, жизнь – это тогда, когда Бог через их дела и жизнь хочет показать Своему народу притчу, дать урок. Потому что если слов они не понимают – может поймут действия? Потому и лежат пророки на боку месяцами, и ходят голые, и в жены блудниц берут, и сыновей неблагозвучными именами называют… Чтобы дать людям наглядный урок пророчества.

Так и жизнь Даниила. Она – не аппендикс к пророчествам. Она – пророчество.

 

* * *

2. Искушения Даниила

«И отвечал он: «иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени.»

(Даниил 12:9)

Жизнь и искушения Даниила представлены в книге не случайно. Мы обычно сразу же увлеченно начинаем говорить об искушении пищей, которое успешно преодолели Даниил и его друзья. Но книга построена так, что Даниил и его друзья (свидетели), олицетворяющие собой Израиль периода пленения, проходят через полный стандартный набор народных библейских искушений. Тех же, что и Иисус, как Истинный Израиль, встретил в пустыне. Те же искушения, на которые народ когда-то падал в пустыне Синайской. Пищей. Гордостью. Поклонением. Эта триада искушений указывает не столько на Даниила-героя, сколько на Даниила (и его друзей) как истинного Израиля. Пока другие израильтяне-бунтовщики, пригнанные в Вавилон в цепях и выкупающие свой путь на свободу годами каторжных работ, и занимаются прочей чепухой, о которой и говорить не хочется, и Библия и не говорит, Даниил и его друзья руководят государством, обращают к вере царей, получают пророчества. Т.е. занимаются тем, чем и должен заниматься народ Божий, когда он верен Богу. Быть головой, а не хвостом.

Да, Даниил и его друзья пройдут через три искушения. Во-первых, пищей, о котором говорится в первой главе. Во-вторых, славой. О чем читаем во второй главе. Когда Бог открыл Даниилу тайну сна царя, Даниил не побежал немедленно к царю, но начал с благодарности Богу. А придя к царю сразу заявил тому, что это не Даниил, а Бог открыл.

А третье искушение – искушение поклонением. Троим друзьям это искушение выпало в виде образа зверя (статуя). Даниилу же искушение было в поклонении другому помазаннику. Не Богу. Мы еще поговорим об этих искушениях – просто удивительные там вещи. Например, почему Даниила нет при искушении статуей. А его друзей – при искушении царем? Чрезвычайно важные вещи передаются через это тем, кто имеет уши, чтобы слышать.

Говоря о втором искушении Даниила, когда его жизнь была в опасности из-за указа царя убивать всех мудрецов, хотел бы только указать на то, что часто остается в тени, незамеченным. Другие вещи вы и так видите. Так вот, смотрите, как и Есфирь Даниил просит друзей поститься и молиться, а сам идет к царю. Есфирь входит во внутренний двор – что каралось смертью. Даниил, которому вынесен уже приговор, сам идет во дворец. Есфирь идет ходатайствовать за свой народ. Даниил – за мудрецов вавилонских.

Здесь надо оговориться и сказать, что хотя Даниил и Есфирь – два верные свидетеля, и хотя их истории подчеркнуто параллельны, даже в деталях, все же все события в Есфирь проходят под бело-сине-красными знаменами царей с востока. В то время как жизнь Даниила делится на две части: вавилонскую и мидо-персидскую. Но его глазах, при его участии как свидетеля и глашатая, происходит падение Вавилона и приход освободителей, царей с востока. Таким образом, сами события книги пророка Даниила типологически указывают на падение последнего Вавилона. И книга Откровения выражает, как известно, падение Вавилона и приход царей с востока именно на типологической основе исторического падения Вавилона во времена пророка Даниила. Вы задумывались над этим?

Так вот, первые два искушения Даниила (и это не случайно) приходятся на Вавилонский период. Третье искушение, искушение поклонением, в вавилонском периоде тоже есть. Но на нем нет Даниила. Есть только трое его друзей. Этим, я думаю, подчеркивается тот факт, что искушения эти (поклонения статуе и царю) хотя одного поля (поклонение чему-то или кому-то кроме Бога), но разные: а) по исторической хронологии; б) по объекту поклонения. Смотрите, поклонение истукану – то есть неодушевленному образу зверя – происходит в вавилонский период. Да, истукан есть ни что иное как образ зверя. Ведь тот истукан, который был показан Навухудоносору, говорил о разных государствах-зверях, что потом дублируется в 7-8 главах, непосредственно через образы зверей. Навухудоносор сделал статую одному зверю – один металл, золото – вавилонскому зверю.

Это – институционное поклонение, поклонение системе. Возможно еще, что и поклонение вещам системы, в особенности тем, что встали, как истукан, или робот, говоря современным языком, на место человека. Это – безличная сила, сила системы, сила машины, сила Вавилона.

Но вот последнее искушение, с которым столкнется Даниил – его уже системным не назовешь. Это – поклонение человеку. И приходит это искушение – важно это земетить – при царях с востока. Но об этом поговорим в следующем блоге.

 

* * *

3. Последнее искушение Даниила

«И отвечал он: «иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени.»

(Даниил 12:9)

В прошлой статье мы говорили об искушении поклонением при вавилонской системе. Если говорить новозаветним, эсхатологическим языком – то это именно то, на что указывает Откровение 13 глава, когда один зверь (США) делает образ другого зверя (вавилонского) и заставляет ему поклоняться. Опыт трех юношей в Вавилоне по справедливости указывает на опыт Церкви Божией в Вавилоне последнего времени. Интересно, что большинство толкователей считают, что Даниила не было тогда в Вавилоне – он был в одной из дополнительных столиц (как Москва и Питербург в царской России) на Востоке империи.

Нет, Даниил не избежал этого искушения. Но он встретит его не в царствование вавилонской династии, а в новое царствование царей с востока, и встретит его в гораздо более страшной и изощренной форме. Для чего так? Чтобы указать на последнее время. Дело в том, что христианство сегодня разделилось еще и во взглядах на антихриста. Одни видят антихриста как систему, как институт власти (обычно папской). Другие видят приход антихриста как индивидуума, человека греха. К сожалению, в этом вопросе нет «или-или» ответа. Это и то, и другое. Это невидимый институт вавилонской отступнической религии, утверждаемый лидером из мировых зверей. Это и индивидуум, которому надлежит прийти. Могу дать вам сноски на все, но кто-то и сам знает, кому-то не грех потрудиться, поискать.

Иными словами, исторический, затянувшийся на века антихрист – это земной институт отступнической религиозной, идеологической власти. А антихрист эсхатологический – это личность, человек греха. И институт, и индивидуум – требуют поклонения. И получают его. Ото всех, кроме как от детей Божиих.

Почему, кстати, ничего в Библии не сказано об израильтянах в плену? Кроме как о Данииле и его друзьях? Думаю, потому, что валились они все перед истуканами, и не только перед золотыми. Что и говорить о них? Даниил и друзья его представляют Израиль в последнее время.

Да, Даниилу удалось избежать самого страшного искушения вавилонской эпохи – поклонение зверю и его образу. То, что он его избежал, находясь в восточной столице, в Сузах, говорит о том, что именно в Вавилоне, а не по всему миру, будет последнее и страшное вавилонское гонение. Даниил, возможно, и не слышал о том, что происходило в Вавилоне – узнал лишь позднее. Так же и в последнее время, гонения и искушения не равномерно распределены, как многие считают. В Вавилоне их куда больше.

Сказав это, нужно немедленно продолжить: да, хотя вавилонские гонения не на всех, но последнее искушение и гонение – оно для всех детей Божиих. И происходит оно уже в царствование царей с востока. И это искушение и гонение настигает, наконец, Даниила. Так что, никто не укроется, это ясно. Но чтоб два раза проходить – это уж слишком. Даниил не советует. Но я еще отдельно поговорю об этом искушении личностью человека греха, антихриста.

 

* * *

4. Навуходоносор и Навуходоносор

«И отвечал он: «иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени.»

(Даниил 12:9)

Невероятно таинственная, величественная, апокалиптическая фигура – царь Навухолоносов. В его руки Бог отдал, по Своему признанию, всех царей, всех людей, и даже всех зверей полевых. Полнота власти. Он – помазанник Божий. Но он же – и идолопоклонник, притом в качестве идола он избирает себя самого, свой образ, образ своего, золотого правления. И он же – гонитель народа Божьего. И он же – прославляющий Бога Даниила. Он же – кающийся в прахе и пепле. Глубоко противоречивая личность. Как Соломон, про которого мы ранее говорили. И, думаю, не случайно оно, это сходство.

Кстати, хотя события при Навуходоносоре происходят безусловно в вавилонский период, сама личность царя Навуходоносора – скорее апокалиптическая, чем вавилонская. Да, он царь Вавилона. Но он – не блудница. Он – голова зверь, в душе и в должности, орел и лев, что стало и видимым образом заметно в годы его безумия. И он обрел свой человеческий облик и новое сердце. Поэтому его с Вавилоном как таковым нельзя ассоциировать. Только когда он сам себя однажды ассоциировал, по гордости, с постройкой этого города, тогда он и являл, на время, «лицо Вавилона».

Он же помазанник. А у помазанника и зло – страшное, сильное, так что видимым образом преобразился, в зверя. Но покаяние оказывается доступно даже согрешившиму помазаннику. Так что, пока обратите внимание на эту двойственность помазанных царей. Она указывает на самые последние времена, на времена царей с востока, когда Дарий, или Артаксеркс, или последний царь-юноша, которого видел и представлял Соломон – сделает страшный, неожиданный, иррациональный шаг. Обернет светлое масло помазания в темное.

Конечно, тайна беззакония последнего времени не передается типологией ни одного из помазанных царей. Даже вместе все собранные они еще не составляют полную картину. Как свидетельств о Христе в Ветхом Завете достаточно, только надо увидеть их, так и свидетельств об антихристе там хватает. И я даже не хочу на многие из них смотреть, не хочу знать глубин сатанинских. И Библия, открывая нам, простым людям, тайну беззакония, делает это через смягчающий буфер помазанного царя. Царя, который слушает всяких Аманов и халдеев, и сердце которого надмевается великой гордости – желанию быть поклоняемым. Этим желанием царей заражает приблизившийся к ним «Аман» — воплощение человека греха.

Поэтому, когда мы смотрим на Навуходоносора времен статуи, мы видим колдунов-халдеев. А когда смотрим на Артаксеркса, то видим исполняющего волю Амана. Аман – это помазанник греха. И он способен и царей-помазанников, светлых людей – столкнуть на черную половину. Так было и с первым царем Израильским – Саулом. Так может быть и с последним юношей-царем с востока, новым и последним Соломоном, тем, на кого указывали своей жизнью цари-помазанники в Библии. Но может быть и так, что пройдя через «семь времен» безумия (Дан 4:29) – кстати, приметьте цифру, она нам понадобится – он придет к покаянию и прославит Бога. Может быть и так, что отдаст Мордохею свою золотую печать, посвятит Христу свою силу. Пророчество открыто. Исполнение ожидается.

 

* * *

5. Валтасар и Валтасар

«И отвечал он: «иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени.»

(Даниил 12:9)

Я уже сказал, что Навуходоносора нельзя отождествлять с Вавилоном последнего времени. А вот кого можно и нужно отождествлять с Вавилоном – так это царя Валтасара. Приведу небольшую выдержку из Википедии:

«Валтасар был сыном Набонида — последнего вавилонского царя, который часто оставлял его управлять империей, занимаясь разысканием древностей и преследуя религиозные интересы. Процарствовав три года, Набонид отправился в оазис Тейма и посвятил себя служению богу Луны Сину. Он сделал Валтасара соправителем в 553 до н. э., наделив его полномочиями по защите Вавилона. На 17-м году царствования, в 539 до н. э., Набонид вернулся из Теймы для организации обороны против персов, планировавших нападение на Вавилон. Он принял участие в праздновании Нового года (Акиту). Затем, оставив Валтасара защищать Вавилон, Набонид во главе своего войска выступил на север навстречу армии Кира. 10 октября 539 до н. э. Набонид потерпел поражение и вынужден был бежать от Кира. Два дня спустя персы овладели Вавилоном.

О том, что Валтасар носил царское звание, сообщает и Книга Даниила, и клинописная табличка, в которой утверждается, что Набонид «доверил царство» старшему сыну перед паломничеством в Тейму. Кроме того, в «Киропедии» Ксенофонт называет сына Набонида царём, отмечая, что этот царевич правил в Вавилоне, когда Кир готовился к штурму города. Ксенофонт несколько раз повторяет, что после падения Вавилона был убит и его царь, хотя не называет конкретного имени. Так же, как и Геродот, Ксенофонт сообщает, что объединённое войско мидян и персов отвело воды реки Евфрат с помощью специально прорытых каналов и это позволило ему проникнуть в город. Вавилон не был готов к нападению из-за религиозного праздника.»

В Дан 5 происходит встреча двух Валтасаров. Ведь Даниил, как вы помните, тоже звался Валтасар. Возможно, отец Валтасара, Набонид, назвал сына так в честь прославленного мудреца Валтасара (Даниила). Валтасар, кстати, означает «Боже (Бел) царя храни». И Бог сохранил того из них, кто есть царь. Кто есть истинный царь, не по плоти, а по духу. Даниил вышел прославленным. Другой Валтасар уже никуда не вышел.

Этот Валтасар переполнил сосуды Божьего долготерпения – вполне буквально, наполнив сосуды дома Господня вином и мерзостями. Славил богов иных. Прочитайте обязательно внимательно пятую главу Даниила. Что мне ее пересказывать? Скажу только, что в ту ночь, в которую встретились два Валтасара, Вавилон пал. Дальнейшая история Даниила и народа Божия происходит в правление царей с востока. А это внесло в жизнь Даниила и его друзей, то есть друзей Божиих, новую динамику. Первое, что мы видим – это процветание и взлет Даниила в шестой главе. Он фактически становится правой рукой царя – тем, чем Мордохей станет для Артаксеркса.

Также и в книги Есфирь вслед за падением Астини-Вавилона идет возвеличивание Есфири. А вслед за этим… Вслед за высочайшим взлетом народа Божьего – духовное возрождение, пробуждение, которое произойдет после падения Вавилона – следует неожиданный приговор. Смертный. Но об этом в другой раз.

Но все-таки, обратите внимание на эту Валтасар-Валтасар ситуацию. Опять перед нами раздвоение личности царя, помазанника. Как и с Навуходоносором, изменившем себе, озверевшем, и вновь нашедшем себя. Как с Артаксерксом, который дает свою золотую печать то Аману, то Мордохею.

Гонения вавилонские, всвязи с поклонением образу зверя – это и прелюдия, и прообраз гонения последнего, совершаемого при царях восточных. Такие гонения тлели и разгорались на протяжении всей истории, достигая своей кульминации ко времени падения Вавилона. Но отступление при царях с востока – еще страшнее, чем идолопоклонство, к которому склоняет Вавилон. На этот раз поклонение идет личности. Аман хочет поклонения ему, Аману. Дарию тоже внушили Аманы мысль, чтобы ему кланяться. В течении тридцати дней. И никого кроме него ни о чем ни просить. Просто безумный и бессмысленный указ, как все злое, как апогей зла. Такой же, как указ Артаксеркса, за стаканом вина, между прочим так, об уничтожении народа Божиего.

 

* * *

6. Нитка втрое скрученная

«И отвечал он: «иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени.»

(Даниил 12:9)

Книги Даниила и Есфирь перекликаются друг с другом. Те события, которые связаны в книгах с царями с востока, разворачиваются в них стремительно и параллельно. Подчеркивается особенность власти царей с востока в обоих историях, в обоих повторяется о неизменности законов мидо-персов. В обоих царь жалеет о своем поступке. В обоих царь лишается сна. В обоих говорится о царской печати, запечетлевающей участь народа Божьего. Это я только так, на вскидку, даже не открывая текст говорю, а присмотритесь – там еще много интересных сходств.

Вот смотрите, люди, люди Божии, это не всем и не о всех написано. Это о нас. Народы вообще ничего не понимают, что происходит – и нескоро еще поймут. Но нам-то с вами надо как-то ориентироваться в этом мире, совершать свое служение, свою битву. Вы исследуйте Писания, читайте побольше. Просто по-новозаветнему надо читать. В простоте и мудрости. Что-то конечно упустишь, но без света не будешь. Много еще в Библии света, много запасов.

Так вот, обе истории – да и не только они, но Даниил и Есфирь являют очевидный параллелизм – дополняют друг друга. Так, в одной истории мы видим Амана. В другой на месте Амана мы видим сборище халдеев и колдунов, которые представляют и Амано-сатанинскую систему, лженауку и лжерелигию. А в истории с поклонением Дарию – еще и видные политики. Это помогает нам понять с одной стороны сущность Амана – отца колдунов и всех гордых. С другой стороны, убирает последние иллюзии относительно того, чьи интересы представляет вся эта нечисть, обозначенная в историях – попытках истребления народа Божиего. И это только один пример. Не буду для вас тут размусоливать сильно – в Библии все достаточно ясно написано.

Вот так надо Писание изучать, хотя бы иногда, как мы изучаем с вами здесь, сегодня и всегда, складывая Писание с Писанием не так, как хочется, или как «надо», а как оно ложится, как оно само с собой естественным образом переплетается. Это же нетрудно увидеть, если читать. Вот вам и свидетельство нескольких свидетелей. Не тоненькую ниточку еще утончать, удлинять, как многие делают. Оставьте это. Втрое-вчетверо нитку скручивать надо, нитку Слова. Смотрите, например, как это делает Бог с Даниилом.

Вот, он дает направляющее пророчество-позвоночник, от того времени, времени Даниила, до конца. До конца! Это сон Навуходоносора, конечно же. Но это еше не конец – это только начало. Потом эти же пророчества, но с новыми деталями, с новой перспективы, даны в видении о нечистых животных. Потом все это было повторено и усилено, и обогащено деталями в видении о чистых животных, то есть третьей перспективой. И, наконец, глава 11 дает детальное описание обозначенных выше пророчеств в их исторической разбивке.

Так что в одном Данииле мы имеем 4 нитки плотно скрученные. Также и в книге Откровения. Да и во всем значимом в Библии. Просто, мы не всегда видим – что же есть значимое. Смиренный Бог дает тут людям использовать не только аналитический разум, но и разум сердца.

Таким же образом и история царей с востока – это не тоненькая ниточка, но скрутка из многих прочных библейских нитей, переплетающихся через историю, символы, использование особого языка, структуры, пророчества. Все это объединяет сюжетные линии Есфирь и Даниила (и не только, но об этом позднее) в такую нить, которую невозможно игнорировать, и которую не так просто будет порвать. Это нить царей с востока, воспетых пророком и мудрецом Даниилом и любимым учеником Иисуса Христа Иоанном, великолепной царицей Есфирь и премудрым царем Соломоном.

 

* * *

Секция 7. Еще раз о роли Даниила и Есфирь

«И отвечал он: «иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени.»

(Даниил 12:9)

В шестой главе книги пророка Даниила есть известная всем, наверное, христианам история. История верности Даниила – когда он брошен был в ров со львами. Но вы задумывались над тем, что такое был Даниил для царства царей с востока, царства Мидо-Персов? Над тем, кем он был для Дария, который его чуть не казнил? Это же параллельная история книги Есфирь, где народ Божий проходит последнее испытание и Мардохей становится вторым после Артаксеркса. Удивительные параллели. И это не случайно. Обе истории говорят о чудесном избавлении народа Божиего в царствование царей с востока.

Вот, кто-то считает, что я идеализирую царей с востока. Ни в коем случае. Дело в том, что при царях с востока, и только при них, возникает угроза полного уничтожения народа Божиего. Вы не замечали? Никакие вавилоняне, никакие ассирийцы или кто-то еще никогда не ставили целью искоренить израильтян. Им это сто лет не надо было. И только с интригой Амана (прообраза новозаветнего сатаны) ставится под угрозу, казалось неотвратимую, самое существование народа Божия. И это происходит, я с сожалением признаю, не в царствование Вавилона, а в царствование царей с востока.

Но при всем этом не будем забывать о той высокой роли, которая самым неожиданным образом выпадает при царях с востока Божьим людям. Даниил, Есфирь, Мардохей… Им нет равных в мудрости, силе и влиянии. Да, всем им было назначено умереть – царями с востока. Но никто из них не умер. Умерли их враги.

Даниил тоже не идеализировал земных царей с востока и их царство – хотя верой и правдой служил им. Он верил в Грядущего еще в будущем настоящего Царя с Востока, Иисуса Христа – в славе и велиции. И он ждал Его Царства. За что чуть не поплатился своей головой. Зато вы заметили, что происходит дальше? Цари с востока прославляют Бога и Его Грядущее Царство. У них все, наконец, становится на место. И Дарие говорит: «Царство Его вовек». Не царство Дария. Царство Бога.

Вообще, я чем больше задумываюсь о последних гонениях, о гонениях, которые исходят от царей с востока, я начинаю видеть в этом глубокий смысл. Смотрите. Хотя Даниил служил и предыдущим царям, царям Вавилона, он был в относительном мире только с одним из них – Божьим избранником Навухудоносором. Ни с его сыном, ни с внуком, ни с последним царем, Валтасаром Даниил ужиться не мог. А если и пересекался с ними, то это были травматичные моменты. Ведь это – Вавилон.

Но заметьте другую динамику в его службе царям с востока. Библия подчеркивает снова и снова, что он был лучший и честнейший служака, и царь ему больше всех доверял, и что Даниил во всем верен был царю и служил ему не за деньги и не из страха и не из положения, а искренне, всеми силами и ото всего сердца. Служа царю, он служил людям.

То есть, с Вавилоном у нас естественный конфликт, естественный антогонизм. Но с царями с востока – другое дело. И вот сатана использует их, то есть тех, которым не брезговал служить и Даниил, чтобы сделать самое великое зло. И вот самое страшное тут в том, и самое великое, что так и должно быть – ведь и Христос пострадал не от рук вавилонян, а от рук того народа, которому верой и правдой, и самой Жизнью Своею Он служил. Ведь это особенно… нелепо. Горько, обидно, страшно.

Вот так в последние времена сатана использует в общем-то прекрасных царей, чтобы нанести удар. И потому не удивительно, что люди боятся сильной власти – ведь именно сильная власть царей с востока (и у Даниила, и в Есфирь подчеркивается, что законы Мидо-Персов не могут быть отменены), а не вавилонское смешение способна создать страшные и идеальные условия для гонения – можно сказать автоматического истребления – народа Божия.

Но что спасает от истребления? Вавилонский порядок? Спасает только Бог. Но как в случае с Даниилом, так и в случае с Есфирь Бог являет Своему народу честь быть рядом с царями и привести их к Богу. Божьему народу, как помазаннику Божиему, предстоит свидетельствовать перед царями. А это может сделать только тот, кто способен любить и уважать царя – или хотя бы всякого, поставленного над тобою. Вот чем побеждают Даниил и Есфирь – своим безусловным подчинением царю во всем, кроме вопросов их веры. Когда цари понимают, что кроме Есфири и Даниила их в общем никто по-настоящему не любит и даже не уважает, тогда Бог Даниила и Есфири становится Богом царей востока. Вот чем они одержали победу над, казалось бы, безгранично сильными царями – своей любовью.

 

* * *

Олег Жиганков
golos71@yandex.ru
No Comments

Post A Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.